Бхуванешвари переводится как «Ишвари» (богиня, царица, владычица) всего сущего в феноменальном мире.

Есть такая история о ее происхождении:

В начале солнце, Сурья, появился на небесах. Риши предложили ему сому в качестве подношения для создания мира. Затем солнце создало 3 мира. В это время Трипура-Сундари представляла собой главную силу, с помощью которой солнце создало все это. Сотворив их, или уполномочив солнце сделать это, богиня приняла соответствующую форму, заполнила собой тройственный мир и начала управлять им. В такой форме она стала известна как Бхуванешвари, «повелительница мира».

Бхуванешвари остается не проявленной до тех пор, пока мир не создан. То есть она прежде всего связана с видимым сотворенным миром.

Бхуванешвари связана с землей, с созданием, с базовой энергией, которая оживляет и насыщает землю. Ее называют Бхувана – хозяйка Вселенной, Сарвеши – хозяйка всего, Сварупа – та, чья форма есть все, Вишварупа – та, чья форма есть мир.

Девибхагавата-пурана говорит, что Вселенная покоится на Бхуванешвари, происходит от нее, снова растворяется в ней, и, пока она существует, отождествляется с ней.

Бхагаван Вишну так восхваляет богиню:

«Поклонение Богине, пракрити, создательнице, постоянно поклонение… Имеющей природу сознания, бытия, блаженства, пребывающей за пределами сансары – поклонение. Создательнице, производящей пять действий, Бхуванеши – поклонение, поклонение…

Я знаю сейчас, о Мать, что на тебе покоится бытие, и что от тебя – творение и разрушение мира, и твоя безграничная мощь, наполняющая все миры, проявляется в этих деяниях…

Ты целиком творишь видимую вселенную для освобождения джив, являющихся гостями нерожденного, бессмертного, незапятнанного грехом полного океана, распростертых, подобно его волнам. Когда джива узнает, что все создается и разрушается тобой, все это ложно, подобно представлению актера, тогда ты прекращаешь это представление, о исполненная великой мощи…

Поклонение тебе, О Богиня, О Махавидья…» (Деви Бхагавата-пурана)
Бхуванешвари – это знание о феноменах, о явлениях, а так же о том, как ими управлять, как создавать и разрушать виртуальную реальность.

Бхуванешвари является Пара-шакти, она – сила, которая формирует проявление богов для иных существ, она дарует знание о том, как рождается мир, она – знание об иллюзии, о проявлении майи и о том, как майя властвует над нами. Она дарует сиддхи управления иллюзиями, своими и других людей.

В Девибхагавата-пуране есть такая легенда:

Однажды Брахма, Вишну и Шива поспорили, кто из них Высший Бог. Это переросло в ссору с использованием силы. Божественная Мать вмешалась и подняла их в свою обитель, где они узрели себя в облике трех женщин-прислужниц. Они признали свою ошибку, осознав, что они лишь орудия, предназначенные для сотворения, сохранения и уничтожения.

Бхуванешвари – это джняна-шакти. То есть она, как в случае с богами, так и всеми остальными, дарует знание о их подлинной сущности. Она царствует над всеми проявлениями сущего и заботиться о благополучии.

Говорят, что путем поклонения Бхуванешвари воплощается в жизнь божественное проявление, и тогда иллюзорная природа майи становится игрой божественной матери.
Она – госпожа сфер, которая озаряет вселенную своей красотой и сиянием.

Бхуванешвари является главным отображением пространственного сознания, качества, заключенного в части ее имени (Бху – пространство и также, поддержка).
Защитница всего сущего, она представляет увеличение, растяжение и постоянное пространство, в которое заключено все.

Бхуванешвари назывется той, что странствует по физическому миру, но она же и путешествует в Пустотое. Она – мир, но она так же превосходит его, как его источник и как сосуд, вмещающий его во время растворения.

Она – сиддха-видья. Поклонение ей приносит удачу, силу привлекать и контролировать других, вак сиддхи – способность воплощения сказанного, и победу над врагами.

Иконография

Бхуванешвари

О красоте Бхуванешвари говорят все.

Тантрасара описывает ее золотистый цвет кожи и прекрасное лицо, окаймленное развивающимися волосами цвета пчел.

«Упругая грудь ее покрыта сандаловой пастой и шафраном. Талия тонка, а бедра, ягодицы и пупок очаровательны. Ее прекрасную шею украшают драгоценности».
В гимне ее сотни имен Шакта-прамоде о ней говорится как о прекрасной юной девушке с улыбающимся лицом.

Ее красота и привлекательность – это символ утверждения физического мира.
Ее лицо описывают, как милое и улыбающееся, что говорит о ее милостивом отношении к миру и ко всем тем, чья жизнь зависит от нее.
Ее жесты выражают милосердное отношение к миру в жесте «устрашения страха» и «дарования милости и знания».

Стрекало и аркан символизируют контроль над злыми силами и препятствиями (гневом, похотью, а так же любой одержимостью, которая может помешать духовному развитию). Тем самым богиня помогает дисциплинировать ученика своим стрекалом и в то же время представляет собой ту силу, которая скрывает свою подлинную сущность.

Аркан и стрекало помогают обрести контроль над индриями (чувственными восприятиями), даруя бесстрашие. Также они означают дхарму или правильное нравственное поведение.
Описывается, что ее чело украшает месяц – что есть сила обновления. То есть она есть внутренняя суть сотворенного мира, вдохновляющая его бесконечное воспроизведение с обновленной жизненной энергией.

Иногда изображается кувшин наполненный драгоценностями, как символ роста и богатства.
Она восседает на лотосе, что указывает на ее господствующую позицию. Она есть центр, из которого начинается процесс создания. Она есть чистота, духовность, трансцендентность.

Таким образом, Бхуванешвари – это знание о феноменах и их управлением; она – сиддха-видья. Будучи опорой всего существующего, она – протяженность, расширение и безграничное пространство, в котором содержится все, она повелительница трех миров.

Значение имени: «ишвара», богиня, царица всего сущего в мире, «пространство», «поддержка»

Гуна: раджас

Мир: феноменальный мир

Цвет: —–

Семенная мантра: ХРИМ

Мантра: ХРИМ

Видья: сиддха-видья, знание о феноменах и их управлении

Янтра

Бхуванешвари


10 МАХАВИДИЙ

ОПИСАНИЕ – ИКОНОГРАФИЯ – МАНТРЫ – ЯНТРА

Кали

Тара

Трипурасундари

Бхуванешвари

Чиннамаста

Бхайрави

Дхумавати

Бхагаламукхи

Матанги

Камала