Цель обряда бхута шуддхи, который описывается в 5 главе (начиная со шлоки 93) состоит в очищении элементов, из которых состоит тело.

В «Мантра маходадхи» бхута шуддхи рассматривается как ритуал, предваряющий обращение к божеству [Таранга 1: // Дэварча йогьята праптьяи бхута шуддхим самачарет]. В процессе возникновения мира происходит эволюция от Парабрахмана к дживе, о которой мы говорили ранее.

Бхута шуддхи позволяет человеку мысленно пройти обратный путь, представляя, как тело возвращается в то, из чего возникло. Земля связывается с обонянием, вода – со вкусом, огонь – со зрением, воздух – с осязанием и эфир – со слухом.

Садхака пробуждает кундалини и направляет ее в свадхистхана чакру и выше. Земля разрушается водой, вода огнем, огонь воздухом, а воздух эфиром. Эфир поглощается еще более высокой эманацией и т.д. до самого Первоисточника.

Садхака один за другим растворяет материальные элементы маха бхута, породившие их тонкие элементы тан матра и соответствующие органы чувств (индрия).

При этом последующее используется для разрушения предыдущего. Последний элемент эфир и его тан матра звук растворяются в ахамкаре, ахамкара – в Махате, а Махат – в Пракрити, так все этапы эволюции проходятся в обратной последовательности.

Согласно монистическому учению веданты, Пракрити и Брахман – одно. Пракрити – это энергия Брахмана и поэтому неотделима от него.

После растворения элементов садхака думает о черном пуруше – символе греха, очищает тело мантрой, кумбхакой и речакой и размышляет о новом, божественном теле, которое создается в ходе сосредоточенного размышления, а потом укрепляется «божественным взглядом».


ДАЛЕЕ: 33. Ньяса