Аштавакра Гита (Аштавакра Самхита)

Джанака сказал:

Как приобретается знание? Как достигнуть освобождения? И что есть беспристрастность, которой надо достичь перед тем?.. Сообщи мне это, господин 1.1

Аштавакра сказал:

Если Вы ищете освобождение, мой дорогой, избегайте объектов чувств, подобно яда. Откройтесь нектару терпимости, искренности, сострадания, удовлетворенности и правдивости. 1.2

Вы никакая не земля, вода, огонь, воздух или даже эфир. Желающий освобождения знает себя как сознание, свидетеля этих пяти. 1.3

Если только Вы останетесь покойным в сознании, наблюдая самого себя, в отличие от тела, то даже теперь Вы станете счастливым, мирным и свободным от обязательств. 1.4

Вы не принадлежите брахманам или кшатрийам, или любой другой касте, Вы не изживаете какой-либо период, Вы не то, что видит глаз. Вы одинокий и бесформенный, свидетель всего – теперь счастливы. 1.5

Справедливость и несправедливость, удовольствие и боль имеет умственную, телесную природу и теперь никак не беспокоят вас. Вы не являетесь ни делающим, ни получающим последствия дел; Вы всегда свободны. 1.6

Вы – отрешенный свидетель всего, и всегда полностью свободны. Причина неволи – то, что живущий знает свидетеля как нечто другое, не так. 1.7

Когда Вас кусала черная змея самомнения, думали глупо, что “я – делающий”, теперь пьете нектар ощущения “я – не делающий”, и счастливы. 1.8

Сожгите дотла лес невежества огнем понимания. Знайте, “я – одно чистое сознание.” С пеплом теперь оставшись, будьте счастливым, свободным от страданий. 1.9

То, в чем все рождается, слишком подобно змее, кажущейся в веревке; эта радость, высшее знание и понимание – то, чем Вы являетесь; теперь будьте счастливым. 1.10

Если думать о себе как свободном, – каждый свободен, и если думать о себе как о связанном, – каждый связан. Так, слова “медитация делает реальностью мысли” истинны. 1.11

Ваша реальная природа – одно совершенное, свободное и бездействующее сознание, уникальный свидетель – отрешенный от чего-либо, без мирских желаний. Это – иллюзия, когда Вы, кажется, вовлечены в какие-то дела. 1.12

Размышляйте о себе как неподвижном сознании, свободном от любого дуализма, оставив ошибочную идею, что сознание – только производное Вас; все внешнее или внутреннее ложно. 1.13

Вы долго были пойманным в ловушке отождествления с телом. Разъедините ножом знания ловушку, увидев – “я есть сознание”, и будьте счастливы, мой дорогой. 1.14

Вы действительно свободны и бездействующи, самосияющий и безупречный – уже. Причина вашей неволи – то, что Вы все еще обращаетесь к текучему уму. 1.15

Все лишь окружает и покрывает Вас, потому что Вы есть чистое сознание, так не будьте недалеки. 1.16

Вы не обусловленное и неизменное, бесформенное и неподвижное, непостижимое сознание, невозмутимый – такое сознание не привязывается. 1.17

Признайте, что очевидное иллюзорно, в то время как непроявленное – прочно. Через это проникновение в истину Вы избежите падения в нереальность снова. 1.18

Также, как зеркало существует как предмет, отличающийся от отражений, так Всевышний существует и кроме посредства этого тела. 1.19

Подобно тому, как одно и то же все-наполненное пространство существует в пределах и без оных, так же вечное Бытие существует в совокупности вещей. 1.20

Джанака сказал:

Верно; я – совершенен и покоен, будучи сознанием вне обычных причин и следствий. Я был пленён заблуждением. 2.1

Поскольку я один даю свет этому телу, – я просвещаю мир. В результате целый мир мой, и, с другой стороны, ничто не мое. 2.2

Теперь, отрешившись от тела, внезапно, так или иначе моя истинная самость стала очевидна. 2.3

Также как волны, пена и пузыри не отличается от воды, так все это, исходившее от меня, – ничто другое, кроме меня. 2.4

Так же как ткань, когда исследована, оказывается только нитью, когда все понято – оказывается ничем другим, кроме меня. 2.5

Также, как сахар сока тростника – с тем же самым вкусом, так все это, изошедшее из меня, полностью проникнуто мной. 2.6

От невежества появляется мир, и от знания он перестаёт казаться больше меня. От невежества из веревки появляется змея, и знанием – змея больше не показывается. 2.7.

Свет моя естественная природа, и я не нечто законченное, и не что-либо кроме этого. Когда мир сияет бесконечно, это – просто я сам, который сияет бесконечно. 2.8

Все это – кажется – во мне, воображающем из-за невежества, так же как змея кажется в веревке, так же как мираж воды в солнечном зное, и так же как серебро в перламутре. 2.9

Все, изошедшее из меня растворяется назад в меня, подобно траве назад в почву, волне в воду и браслету в золото. 2.10

Как замечателен я! Слава мне, неуничтожимому, существующему даже после разрушения мира, – от Брахмы до последней травинки. 2.11

Как замечателен я! Слава мне, уединенному! Даже в теле, я ни иду и не прихожу никуда; я пребываю всегда, заполняю все. 2.12

Как замечателен я! Слава мне! Нет никого столь же умного, как я! Я познал “все” и “всегда”, даже без этого моего тела! 2.13

Как замечателен я! Слава мне! Я не обладаю ничем вообще и, с другой стороны, обладаю всем, к чему может обратиться речь и ум. 2.14

Знание, что должно быть известно, и знающий – эти три не существуют в действительности. Я – безупречная действительность, в которой они кажутся, обусловленные невежеством. 2.15

Верно, дуализм – корень страдания. Нет никакого другого средства от этого, чем понять, – все это, видимое каждым, нереально, и что я являюсь одной совершенной реальностью, состоящей из сознания. 2.16

Я – чистое сознание, хотя через невежество вообразил, что имею дополнительные атрибуты. Непрерывно отражаю подобия подобий; мое же настоящее место – Невообразимое. 2.17

Для меня нет ни обусловленности, ни освобождения. Иллюзия потеряла свою основу и кончилась. Истинно, все это существует во мне, хотя в конечном счете это даже не существует во мне. 2.18

Я признал, что все это и мое тело – ничто, в то время как моя истинная самость – только чистое сознание – ну и что может работа воображения теперь? 2.19

Тело, небеса и ад, неволя и освобождение, и так же страх попасть под власть иллюзии… Что до этого тому, чья природа – сознание? 2.20

Истинно, я не ощущаю двойственности даже в толпе. Какие удовольствия искать, когда мир обратился в пустыню с миражами? 2.21

Я – не тело, не владелец тела. Я не являюсь живущим. Я – сознание. Это моя жажда жизни была моей неволей. 2.22

Истинно, всё это – в безграничном океане себя самого, оживляемое красочными волнами миров, внезапно возникающих в ветре сознания. 2.23

Это в безграничном океане меня ветер мысли стих; живая ткань мирового ковчега теперь стала недостаточно привлекательна. 2.24

Как замечательно то, что в безграничном океане меня самого волны живых существ возникают, сталкиваются, играют и исчезают, согласно своей природе. 2.25

Аштавакра сказал:

Как может мудрый человек, подобно Вам, – обладающий самоосознанием истинно одинокого и нерушимого, – чувствовать какое-то удовольствие в приобретении богатства? 3.1

Истинно, не зная себя, каждый ищет удовольствие в объектах иллюзорного восприятия, также как жадность к иллюзорному серебру возникает в том, кто не знает, что видит перламутр. 3.2

Все эти прелести подобны волнам в море. Признавший истинную природу Я, почему управляем подобно имеющему потребности? 3.3

Услушав о себе как чистом сознании и, в высшей степени, прекрасном, будет ли продолжать страстно желать противных чувственных целей? 3.4

Когда мудрец осознал, что каждый – сам – находится во всех существах, и все существа – в нём, удивительно, что индивидуализм способен продолжаться. 3.5

Удивительно, что человек, достигший высочайшего состояния не-двойственности и намеренный искать освобождения, все еще подчинен страсти и должен сдерживать желание совокупляться. 3.6

Удивительно, что уже истощенный и, зная очень хорошо, что чувственное побуждение – враг знания, принужден все еще нетерпеливо жаждать похоти, даже приближаясь к могиле. 3.7

Удивительно, что не привязанный к вещам этого мира и следующего, отличающий постоянное и временное, и нетерпеливо ждущий освобождения, вынужден все еще бояться за своё освобождение. 3.8

Или чествуемый или измученный, мудрый человек всегда помнит о высшей своей природе и ни ожидает, ни разочаровывается. 3.9

Великая душа видит даже действия собственного тела, как будто бы это был кто-то еще, так зачем быть тревожимым похвалой или хулой? 3.10

Наблюдающий этот мир как плод воображения, лишенный какого-либо интереса к нему, – как утвердившийся человек может чувствовать страх, даже приближающейся смерти? 3.11

Кого можно сравнить с человеком высокого духа, чей ум свободен от желания, свободен от ожидания и разочарования, кто нашел удовлетворение в самоосознании? 3.12

Как должен твердый человек, знающий, что все воспринятое по природе – ничто, полагать, что одну вещь следует принять и другую отвергнуть? 3.13

Для того, кто устранил привязанности, кто свободен от двойственности, и от желания и от отвращения, для того, кто прибывает в себе, ничто не является ни мучительным, ни радостным. 3.14

Аштавакра сказал:

Несомненно, самоосознающий, играя в мирской жизни, никак не сходен с тупыми ослами этого мира. 4.1

Истинно, сосредоточенный в мистической йоге не чувствует никаких волнений, утвердившись в этом состоянии, – хотя все боги, начиная с Индры, тоскуют и печалятся. 4.2

Он, знающий, незатронут условиями, проявляющимися в соответствии с хорошими делами или плохими, также, как неба не касается дым, сколь бы высоко не поднялся. 4.3

Что может помешать великой душе, познавшей этот целый мир как свою жизнь, быть удовлетворенным? 4.4

Из всех четырех категорий существ, от Брахмы до травинки, только человек знания способен к устранению стремления и отвращения. 4.5

Редкий человек знает себя как неделимого Господа мира; никакой страх не приходит к тому, кто живет истиной. 4.6

Аштавакра сказал:

Вы не связаны ничем. От чего чистый человек, подобно Вам, должен отрекаться? Отстранившись от проблем тела, Вы можете успокоиться. 5.1

Все исходит от Вас, подобно пузырю из моря. Зная себя так, – как единого, – можете быть покойным. 5.2

Хотя и находящееся перед глазами, все это несущественно; существуя в Вас, не безупречно, как Вы. Это, – как змея в веревке, так что Вы можете быть покойным. 5.3

Равный в боли и в удовольствии, равный в надежде и разочаровании, равный в жизни и смерти, и полный без недостатка, Вы можете быть покойным. 5.4

Аштавакра сказал:

Я бесконечен подобно пространству, мир похож на сосуд. Знать это, и нет нужды отрекаться, принимать или прекращать что бы то ни было. 6.1

Я подобно океану, разнообразие вещей – волнам. Знать это, и нет нужды отрекаться, принимать или прекращать что бы то ни было. 6.2

Я подобно перламутру, воображаемый мир подобен серебру. Знать это, и нет нужды отрекаться, принимать или прекращать что бы то ни было. 6.3

Я присутствую во всех существах, и все существа находятся во мне. Знать это, и нет нужды отрекаться, принимать или прекращать что бы то ни было. 6.4

Джанака сказал:

Это в бесконечном океане меня мир блуждает здесь и там, управляемый собственным ветром. Я не обеспокоен этим. 7.1

Позволить мировой волне жить собственной природой, подниматься или исчезать в бесконечном океане меня самого. Мне от этого ни холодно, ни горячо. 7.2

Это – в бесконечном океане меня самого – воображение, называемое миром. Я в высшей степени мирный и бесформенный, и таковым Я остаюсь. 7.3

Моя истинная природа не содержится в объектах, не существует объективно в действии, бесконечная и безучастная, без желаний и в мире, и таковым Я остаюсь. 7.4

Истинно, Я – слишком чистое сознание, и мир подобен фокусам иллюзиониста, так как я могу вообразить, что здесь есть то, что можно принять или отвергнуть? 7.5

Аштавакра сказал:

Неволя – то, когда ум тянется за чем-то, огорчается относительно чего-то, отклоняет что-то, держится за что-то, чем-то доволен либо рассержен. 8.1

Освобождение – то, когда ум не привязан ни к чему, не огорчен ничем, не отвергает ничего и не держится ни за что, не доволен ничем и не рассержен ни на что. 8.2

Неволя, – когда ум завяз в каких-то чувствах, и освобождение, – когда ум не цепляется ни за какие. 8.3

Когда нет “меня”, это освобождает, и когда есть “мое” – это неволя, обусловленность. Осознавая это искренне, я не удерживаю и не отвергаю. 8.4