Жизнь брахмана делится на четыре этапа:

  • Первый – это брахмачарья, период целомудрия и ученичества.
  • Второй – грихастха, когда человек женится и погружается в мирскую жизнь.
  • Третий период – ванапрастха, время удаления от мира, отшельничества.

На последней стадии жизни человек становится бхикшу – нищим, который живет подаянием и проводит все свое время, сосредоточив помыслы на Высшем Духе, в который ему предстоит вернуться.

Кшатрию предписаны первые три ашрама, вайшье – первые две, а шудре – только грихастха ашрам [Йог Яджнавалкья, гл. 1].

Согласно Маханирвана тантре [Гл. 8, шл. 8], в кали югу есть только два ашрама: второй, гархастхья, и последний, бхикшука, или авадхута. Первый и третий ашрамы не подходят современному человеку, с его условиями жизни, характером, силами и способностями. Два ашрама, предписанные человеку кали юги, доступны для любых каст [Там же, шл. 12].

Принято выделять два типа авадхуты – шайва вадхута и брахмавадхута, каждый из которых в свою очередь разбивается еще на три типа [Набедренная повязка аскета, прикрывающая только половые органы. См. «Каупинапанчакам» Шанкарачарьи, где каупинаван описывается как счастливый, живущий горстью риса, полученной в качестве подаяния, постоянно размышляющий над словами веданты, успокоивший свои чувства, слившийся в мыслях с Брахманом (Ахамбрахмасми)].

Первый тип шайвавадхуты – апурна (несовершенный). Он предполагает сочетание аскетизма и мирской жизни. Ко второй подгруппе относятся странники, оставившие мирскую жизнь, которые посвящают все свое время пудже, джапе и посещению святых мест (тиртха и питха). На этом этапе, более высоком, но еще не совершенном, можно практиковать обычную садхану с шакти.

Третья стадия подразумевает совершенство. На этом этапе единственной одеждой человека служит каупина, он отказывается от всех вещей и всех обрядов, хотя может в определенных рамках практиковать йогу, и ему разрешается удовлетворить женщину, если она его об этом попросит.

Брахмавадхута тоже делится на три вида:

  • Первый также несовершенен (апурна) и совместим с образом жизни домохозяина. Однако тому, кто относится к этой группе, не разрешается иметь шайва шакти, он должен ограничиваться свия шакти.
  • Брахма паривраджака напоминает второй тип шиваитской авадхуты, но полностью исключает общение с женщинами, хотя можно под руководством гуру практиковать шакти йогу.
  • Третий и высший тип – хамсавадхута отличается от шиваитского тем, что садхаке ни при каких обстоятельствах не разрешается прикасаться к женщине и к металлу и запрещается соблюдать какие бы то ни было обряды.

ДАЛЕЕ: 8. Связь между микрокосмом и макрокосмом