Ачары на духовном пути

Ачары на духовном пути

По мере своего духовного продвижения садхака проходит несколько последовательных стадий.

Куларнава-тантра (2,7-8) указывает семь таких стадий:

«Выше всех — веда, выше веда-ачары — вайшнава-ачара, выше неё — шайва-ачара, выше чем шайва — дакшина-ачара, выше неё — вама, выше вама-ачары — сиддханта-ачара, выше неё — каула-ачара, выше каулы не существует ничего (каулат пара-тарам на хи)».

Тантра-рахасья прибавляет к ним ещё две — агхора и йога-ачара, которые следуют после вама-ачары.
Первые четыре ачары относятся к пашу-бхаве, остальные — к вира и дивья.

Практика веда-ачары означает поклонение Девате согласно указаниям Веды, смрити и пуран. На этой стадии садхака выполняет сакама-упасану (поклонение, обусловленное желаниями).

На стадии вайшнава-ачары садхака поклоняется Вишну, посвящая ему все свои действия и созерцая его во всём. (Однако следует различать вайшнава-ачару Шакта-тантры и практику вишнуитских ведических и тантрических школ, которые также имеют различные стадии садханы). Эта ачара, как указывает Каливиласа-тантра, особенно благоприятна для кали-юги.

Предписывается «всегда носить бусы из дерева туласи, вишнуитскую тилаку, посещать храм Хари (Вишну), слушать священные писания и совершать совместное воспевание (киртана) божественных качеств Шри-Хари.
Сосредоточив ум на мантре Божества, необходимо регулярно выполнять практику мантры, следуя принципам вайшнава-ачары». (7.13-14)

Шайва-ачара, согласно Вишвасара-тантре и Прана-тошини, подобна веда-ачаре, но в отличие от неё исключает ритуальное жертвоприношение животных и предписывает во всех ритуала медитацию на Шиву.

Название дакшина-ачары происходит от слова «дакшина» (правильный, благоприятный). Ачара, которая приносит удовлетворение предкам и богам , а также благосклонность Дакшина-Кали, называется дакшина-ачарой. Согласно Прана-тошини, она называется дакшина-ачарой оттого, что в древние времена ей следовал мудрец Дакшина-мурти.

Эта ачара есть приготовление к практике виры и дивьи.
Дакшина-ачари совершает поклонение Парамешвари.
Предложив «виджайя» (бханг), он практикует мантру в ночное время.

«Камала, Бхувана, Бала, а также Дхумвати, почитаемая с помощью практики дакшина-ачары, приносит успех в садхане, в этом нет сомнения».(Шактисангама-тантра)

Название вама-ачары происходит от слова «вама», которое, согласно комментариям к Пашупата-сутрам (Бхашья Каундинья 2.1), означает «лучший». Поэтому ачара, которой следуют лучшие из садхаков, называется «вама-ачара».

«Кали, Тара, Чхиннамаста, Сундари, Вагаламукхи, а также Бхайрави и Матанги всегда почитается в вама-ачаре». (Шактисангама-тантра)

Тара-арнава, цитируемая в Тара-рахасье (3.9), говорит, что «поклонение Таре, совершаемое без вама-ачары, приводит к депрессии и смерти».

Слово «вама» имеет также значение «левый» и означает женщину (уата), участвующую в поклонении, которая находится слева от садхаки.

Вамачари совершает ночное поклонение с панча-макарой, следуя ведическим правилам в дневное время.