Абсолют и Воля

Вопрос Воли-Абсолюта

Вопрос Воли-Абсолюта

Вопрос Воли-АбсолютаПоскольку мир – это свободное творение Абсолюта (Шивы), некоторые ученые, используя фразеологию К.С. Бхаттачарйи, классифицируют Абсолют Кашмирского Шайвизма как «Волю-Абсолют»

Профессор Бхаттачарйа создал удобный язык для наименования Абсолюта, принятого различными системами. Он различает три главных типа Абсолюта: Знание-Абсолют, Воля-Абсолют и Чувство-Абсолют. Они, очевидно, основанны на трех умственных способностях: познание, способность к волевому движению и привязанность. По этой системе классификации Абсолют Адвайта Веданты и Мадхйамики Буддизма считается Знанием-Абсолютом, в то время как Абсолют Кашмирского Шайвизма – Волей-Абсолютом.

Поскольку Сознание, или Абсолют в Кашмирском Шайвизме рассматривается как энергия, или сила и, следовательно, постольку она есть динамизм, или активность (крийа-Шакти), она, вероятно, может быть названа «Воля». «Делание» является прежде всего «волепроявлением»; вся сознающая, или чувствующая активность происходит из волеизъявления.

Мир также сотворен, исходя из Воли Шивы, таким образом, творение является волевым. Вся Тантрическая традиция делает ударение на шакти-рупате, или деятельностной природе сознания, а поскольку активность Сознания изначально волевой природы, чити, или самвит (Сознание) называется «Воля» (иччха или санкалпа).

Действительно, аспект Воли в Кашмирском Шайвизме кажется доминирующим, и, следовательно, Кашмирский Шайвизм может быть назван Волей-Абсолютизмом; но тогда мы теряем из виду равноправный статус аспекта знания, также признанный в Кашмирском Шайвизме.

Что касается Адвайта Веданты, там Абсолют – это чистый знающий (джната), а не исполнитель (карта); следовательно, Брахман – это тот, кто называется «свободный от», а не «свободный для». Но Абсолют Кашмирского Шайвизма –  это джнана (знание) и крийа (активность), Шива и Шакти, или пракаша и вимарша, которые комбинируются в одно. Он имеет и «свободу от», и «свободу для».

Следовательно, более подходяще назвать Абсолют Кашмирского Шайвизма Знание-Воля-Абсолют. Те, кто определяет Шиву, исключительно как Волю-Абсолют в действительности хотят противопоставить Кашмирский Шайвизм Адвайта Веданте, но эта позиция не всегда правильна.

Доктор Л.Н. Шарма в согласии со своим учителем профессором Т.Р.В. Мурти, определяет Абсолют Кашмирского Шайвизма как Воля-Абсолют. Шарма, Л.Н., КАШМИРСКИЙ ШАЙВИЗМ, Бхаратийа Видиа Пракашан, Варанаси, 1972, стр.139.