Абхишека – это особый вид посвящения, во время которого ученик окропляется водой.

На различных ступенях духовной жизни, ученик получает соответствующие различные виды абхишек.

Перечисляется 8 видов абхишек, которые могут даваться практикующему на разных ступенях его садханы (пути):

  1. Шактабхишека – это посвящение, предназначенное для ученика, который только что вступил на путь духовного совершенствования (садхана). В этом посвящении гуру раскрывает природу Шакти и чудесная новая энергия вдыхается в ученика.
  2. Пурнабхишека – посвящение, предназначенное для ученика, который приобрел подходящее состояние посредством совершения Пурашчараны (См. гл. “Пурашчарана”), и т.д. Настоящая садхана начинается с этого посвящения.Крамадикшабхишека.
  3. Самраджйабхишека.
  4. Махасамраджйабхишека.
  5. Йогадикшабхишека.
  6. Пурнадикшабхишека.
    (Следует отметить, что, так как тантрическая практика построена на индивидуальном контакте между гуру и учеником, в соответствии со способностями ученика, его качествами я прогрессом в садхане, – гуру дает ему столько посвящений, сколько считает необходимым. Поэтому перечисленные выше промежуточные посвящения не являются обязательными или необходимыми для всех).
  7. Махапурнадикшабхишека – являет собой квинтэссенцию всех инициаций. С помощью этого посвящения садхака достигает вершины духовной жизни. После этого абхишеки – он совершает символический обряд собственных похорон (шраддха), предлагает священный шнур и пучок волос с головы (шикха) огню как выражение полного самопожертвования (пурнахути).

На этой ступени взаимоотношения гуру – шишья (учитель – ученик) завершаются.

Садхака сам постепенно реализует состояние “Я есть То” (через практику аджапа-мантра) , достигает освобождения при жизни и становится парамаханса.

Воистину, реализация тождественности джива (души) и Брахмана (Абсолюта) – наивысшая цель тантрической инициации.