20.06.2017

64  Йогини

Дикпалики как йогини

Список из 64-х йогинь, приведенный в Видхи Прапа, джайнским святым Шри Джинапрабхасури,  жившим между 1264-1334 гг., включает не только Матрику, но и 8  Дикпала шакти, хранительниц 8-и направлений.

Начиная с востока и следуя в надлежащим им порядке, список Джинапрабхасури перечисляет нам Дикпалик: Индрани, Агнейи, Ямая, Наирутти, Варуни, Ваявья, Саумья (для Каубери) и Ишани. Его список включает также ряд имен Деви,  например: Калика, Харасиддхи, Ума, Нараяни, Бхадра и Бхадракали.

К тому же, есть несколько имен йогиней, которые  указывают на грозный и отчасти эксцентричный аспект их характера. Вот эти имена: Астхибхакши (Поедательница костей), Мамсаприя (Любительница плоти), Махадамштра (Обладательница больших зубов), Диргхадамштра (Обладательница длинных и острых зубов), Ламбошти (с отвисшей губой),  Викатакши (Обладательница ужасного взгляда).

Подобные имена не часто встречаются в списках, включающих Матрику, но как мы увидим в Приложении II, это разнообразие имен вполне естественно для списков, не допускающих этих божеств. Существуют также чакры, содержащие имена йогиней этого ряда.

Йогини Шахдола

Группа зарегистрированных йогинь, состоящая из 25-и, из местности Шахдол  центральной Индии, принадлежит к традиции, которая присоединяет к йогиням Дикпалик.

Представлены три Матрики и, кроме того, мы имеем три шакти Дикпалик: Шри Ваджра (для Индрани), Шри Яма и Шри Варуни. Имена шахдольских йогинь имеют санскритское происхождение, но более половины изображений отсутствует, мы не можем что-либо утверждать в этом отношении.

Среди йогинь присутствует Тарала (Блестящая), Рамани (Прекрасная и Юная), Тарани (Спасительница), Бханави (Сияющая), Наини (Нагини, Богиня змей) и Джаути (искаженная от Джаянти, Победоносная). Подобно списку Джинапрабхусури — существует ограничение в присоединении Дикпалик, так как ни одно из других вписанных шахдольских имен не находит место в его перечне.

Чaнди пурана орисской традиции

Чанди пурана Сарала Даса, написанная в 15-м столетии, (в период когда язык ория был самостоятельным и развивающимся), содержит список из 64-х йогинь.

Этот список включает Матрики и содержит множество имен местного орисского происхождения. Среди йогинь есть Васели, божество неизвестное в других районах Индии, хотя до сих пор почитаемое в каждой орисской деревне, в образе камня окрашенного ярко-красным цветом, изображающего присутствие божества.

Из списка Сарала Даса мы можем опознать тех богинь, которым посвещены отдельные храмы и которых продолжают почитать в наши дни: Чарчика, Уттараяни, Нараяни, Бхагавати, Самалайи, Угратара, Тарини, Кутари, Варахи, Дваравасини, Гопали и Мохини. Его Хенгула йогини, на данный момент является особым семейным божеством раджи Талчера, в то время как Бахути — иштадевата раджи Калькутты.

Это означает, что йогини Сарала Даса почитались как божества высшего уровня, хотя  происхождение йогинь из различных частей тела Деви показывает, что они лишь творения, и, возможно аспекты Богини. Список 64-х йогинь Шарала Даса ясно изображает особую традицию имен Oриссы.

Традиция Центральной Индии в Бхерагхате и Гвалиоре

Имена йогинь полученные из Бхерагхата, не содержались в каких-либо известных текстовых списках, так что эта группа представляет самостоятельную традицию Центральной Индии.

Несчитая Матрик, которые точно соответствуют категориям, нескольо имен Деви, такие как Шри Камада (имя Деви в Калика пуране) и Шри Сарватомукхи (имя Деви в Лалита сахасранаме) соеденены вместе.

Имена, не имеющие санскритского происхождения, включают Эруди, Парави, Терамва, Такари, Дарддара и Тхикини. Однако большинство имен имеют санскритский корень, хотя грамматически не совсем верны.

Рушини, вероятно происходит от руша (гнев); Ранджаджира может быть изменением от RРанаджита (Та, кто выиграла войну); Тхирачитта — вероятно Стхирачитта (Та, чей ум устойчив); Аудара, может происходить от Удара (Большебрюхая); Сандини, вероятно измененное от Чандини (Ужасная), а Ахкала может быть измененное от Aкшая (Неразрушимая). К правильным именам на санскрите относятся: Бибхатса (Страшная), Maндодари (Мелкобрюхая), Пингала (Краснобурая), Aджита (Непобедимая), Aнанда (Радостная), Taпани (Горящая), Хамсини (с лебедем), Уттала (Грозная), Лампата (Сладострастная) и Бхишани (Ужасная).

Другая группа записанных йогинь, отражающая местную традицию, являет собой неполный ряд, включающий примерно 18 изображений из Наресара, среди которых есть две ясно отмеченные Матриками,

Вaйшнави и Индрани. Группа Наресара также не является частью какой-либо известной текстовой традиции и включает несколько имен не-санскритского происхождения: Нивау и Джампа.

Йогини. Культ и храмы тантрической традиции. Автор Vidya Dehejia.

(Пер. с англ. Вирати-натхини, Лалитa-натхини)

rfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-slide