Йога шастра

1. Я преклоняюсь перед [Господом Вишну, Который явился как] Нарасимха, но в действительности Он – Чидатма – (самоосознание), Анандамайя (само блаженство) и, таким образом, Он описывается тремя словами – Сат-Чид-Ананда.

2. Святой Санкрити (сын Вишвамитры и основатель рода Вайягхрападья – «тигростопый»), наиболее достойный среди муни (хранящих безмолвие святых мудрецов) муни-варйа (стремясь к спасению души посредством йоги) пришёл в Наймишаранью (букв. «лес мгновения, преходящий», названный так из-за того, что в нём в мгновение ока была уничтожена армия асуров, или демонов), странствуя по (парибхрамйан) всему (сарва) небесному (бхува) миру с целью обрести знание о йоге (йога-липсая).

3. Этот лес, Наймишаранья, был чист и полон деревьев с различными ароматными цветами и сладкими фруктами. В нём также было много красивых озёр и водопадов.

4. Святой Санкрити, бродя в этом лесу, увидел великого святого муни Даттатрейю, Который сидел на возвышающемся сиденье (ведика) под манговым деревом.

5. Он бездвижно сидел в позе лотоса, которую называют падмасана, и Его глаза были сосредоточены на вершине носа, а руки были сложены посередине бёдер с обращёнными вверх ладонями.

6. Тогда он (Санкрити) преклонился перед почитаемым великим святым Даттатреей и сел там перед Ним рядом с Его учениками.

7. В то же самое время великий святой прервал Своё йоговское сосредоточение и, с любовью поприветствовав сидевшего перед Ним Санкрити, Он спросил:

8. «O Санкрити, поведай Мне, с какой целью ты пришёл сюда»? Услышав этот вопрос Гуру Даттатрейи, Санкрити взмолился: «Почтенный, я прибыл сюда, чтобы обрести знание йоги от Тебя».

9. O Мой дорогой Санкрити, хотя йога очень обширна, Я преподам её тебе подробно. Она (йога) была разделена на четыре части, такие как:
мантра-йога,
лайя-йога,
хатха-йога и четвёртая –
раджа-йога, которая превосходит остальные.

10. Раджа-йога состоит из четырёх ступеней, и они –
арамбха (начальная),
гхата (усилие),
паричая (ознакомление) и
нишпатти, или её дальнейшая ступень. Сейчас Я приведу их подробное описание, если ты хочешь услышать это.

Мантра-йога

11. Разумная личность (садхака), мысленно разместив все божества во всех соответствующих частях тела (матрика-ньяса), произносит мантру для достижения любого вида сиддх (достижений), и это называют мантра-йогой.

12. Человек нежной природы – надлежащая личность (адхикари) для этого. Он может обрести знание и также сиддхи, такие как анима (уменьшение в размерах до атома) и т.д. посредством этого, практикуя это по крайней мере в течение двенадцати лет.

13. Мантра-йога практикуется только тем, кому недостаёт знания и кто называется адхама-садхакой (практикующий низшей категории). Эта мантра-йога обычно называется адхама-йогой.

Лайя-йога

14. Лайя-йога – это полное растворение (лайя) субстанции ума (читты). Это достигается через санкеты (условия и состояния, в которых ум сосредотачивается). Адинатха преподал восемьдесят миллионов санкет различным ученикам.

Санкрити спросил:

«Почтенный (Бхагаван), скажи мне! Кто такой Адинатха, и как Его распознать»?

Даттатрейя ответил:

15-17. Адинатха, Шива, Ишвара и т.д. – это также имена Махадэвы. Странствуя в горах Шрикантхи и совершая Свои лилы (дивные деяния) со Своей женой Гаури, Он из сострадания преподал по одной из санкет каждому из лидеров праматхов, Его ганов (слуг), в белоснежных горах (Гималаях) на пике Читракута, который был окружён банановым лесом.

18. Невозможно объяснить все из них (санкеты) подробно. Поэтому Я постараюсь изложить некоторых из них, которые могут практиковаться легко.

19. Первая санкета – «шунья-медитация» (пустота), которая может называться трансцендентальной медитацией. Это первая санкета, преподанная Адинатхой, и она может практиковаться везде, стоя или идя, во сне или во время приёма пищи.

20. Следующая санкета состоит в медитации целеустремлённого (матрена) обращённого внутрь (хьяпара) лицезрения (дришти) вершины носа (наса-гра).
Третья состоит в сосредоточении ума в задней части головы, и этой практикой возможно преодолеть смерть.

21. Следующая санкета состоит в сосредоточении видения между двумя бровями. Санкеты медитации и сосредоточения ума на лбу или около бровей также превосходят остальные.

22. Сосредотачивать глаза и ум на большом пальце левой или правой ступни, лёжа на земле лицом вверх в позе трупа – это также хорошая санкета. Если йог практикует её в одиноком месте, держа своё тело в ненапряжённом положении, он обретёт сиддхи (успех).

23. Подобным образом Бхагаван Шанкара преподал им множество самкет.
С помощью этих или других санкет, если ум сосредотачивается, это называется лайя-йогой.
Теперь Я преподам тебе карма-йогу (крийя-йогу, которую также называют раджа-йогой).

24-25. Эта карма-йога состоит из восьми ступеней. Это:
яма (внешние заповеди),
нияма (внутренние заповеди),
асана (положения тела), после неё идёт четвёртая –
пранаяма (управление дыханием и жизненной силой), пятая –
пратьяхара (отвод внимания от чувственных ощущений благодаря однонаправленному сосредоточению на другой объект), из:
дхараны (сосредоточения), как утверждается, проистекает седьмая –
дхьяна (медитация), а восьмая –
самадхи (продвинутое состояние медитации).
Эта практика, как утверждается, приносит плоды всякой пуньи (всех добрых дел). Великие святые, такие как Яджнявалкья и т.д., ведали об этой аштанга-йоге (восьмиступенчатой йоге).

26-28. Махариши Капила и Его ученики практиковали хатха-йогу.
Есть восемь главных крий –
Маха-мудра,
Маха-бандха,
кхечари-мудра,
джаландхара-бандха,
уддияна-бандха,
мула-бандха,
випаритакарани (ширша-асана) и
ваджроли. Ваджроли состоит из трёх частей – ваджроли, амароли и сахаджоли. Сейчас Я приведу тебе их лакшану (определение) и способы их практики.

29. Существует десять ям, согласно некоторым риши, Которые осознали истину (таттву). Главная из них на пути к спасению – лагху-ахара (надлежащий контроль в отношении пищи или ограничение в питании), а другие не столь же необходимы. Таким же образом именно ахимса (принцип ненасилия) – главная среди ниям, а не что-то ещё.

30. Из восьмидесяти четырёх лакхов (8 400 000) асан (положений тела), согласно Адинатхе, падма-асана (поза лотоса) – наилучшая среди них. Её детали приводятся ниже:

31. Чтобы сесть в позу, которую называют падма-асаной, йогу следует сначала сесть в такой позе, чтобы обращённая кверху подошвой одна стопа (правая или левая) была на бедре другой ноги, затем обращённую кверху подошвой другую стопу следует поместить на другое бедро, в то время как пятки обеих ступней должны касаться друг друга около пупа.

Позвоночник должен быть прямым. Ладони рук следует поместить на пятки обеих стоп перед пупом. Йогу следует неотрывно лицезреть вершину носа, язык должен быть в таком положении, чтобы он касался верхней части верхних передних зубов. Подбородок должен быть приближён к груди.

Приведя тело в это положение, садхаке (практикующему йогу) следует стремиться медленно вдохнуть как можно больше воздуха. Затем ему следует стремиться задерживать его внутри в течение как можно большего количества времени, а после этого ему следует медленно выдохнуть воздух.

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ-СЕТЯХ:
Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone