Виды Шакти

Какие бывают виды Шакти и сколько их?

Виды Шакти

Говоря  о видах Шакти, нужно учитывать первый вопрос, который сразу может быть задан: «Шакти одна или их много?»

Шакти имеет много различных функций, и каждой роли, которую она играет, дано отдельное имя. Это может наводить на мысль, что вместо одной существует много Шакти.

В ответ на вышеупомянутый вопрос можно сказать, что Шакти в действительности одна, при этом говорится, что их много только по отношению к различным результатам, которые она производит. Например, сила горения огня и сила огня, используемая для приготовления пищи, – две различные силы отнесенные к различным результатам, произведенным ими. Когда говориться о самой силе, ее сути, (Шакти) нет разницы между сжигающим и кухонным огнем. Шакти, сила Шивы, манифестирует себя в различных формах активности.

В действительности нет никакого множества Шакти, и недуализм Шивы никоим образом не уменьшается. Шива волен действовать, как Ему нравится, и шакти, обозначаемые разными именами  иччха, джнана, крийа и т.д., являются манифестациями Его свободы (сватантрйи), которая есть Шакти. Шакти, в действительности, означает «свободу» или «свободу действовать», и эта единая Шакти выражается в разных формах активности.

В Кашмирском Шайвизме, как и в Тантрической традиции в общем, есть пять обозначений Шакти, классифицированных в четыре иерархические класса, которые соответсвуют четырем стадиям Вак-шакти («Речь-сила, или Слово-сила»).

Эти пять обозначений – чит, ананда, иччха, джнана и крийа.

Чит и Ананда относятся к первой стадии Вак-шакти, которая в действительности вовсе и не стадия, так как она есть трансцендентный уровень Первичного Сознания, где не существует мира Творения. Эти двое соответствуют трансцендентным категориям (таттвам) Шивы и Шакти. Поскольку Шива и Шакти – не две реальности, а одна, постольку эти двое тоже относятся к одному уровню.

Следовательно, чит-шакти и ананда-шакти относятся к трансцендентному уровню (пара или парā). Поскольку на этой трансцендентной стадии Сознания нет двойственности – процесс Творения не начат – это является стадией чистого единства. Следовательно, это является стадией чистого ахам, чистого субъекта или чистого «Я есть», а не стадией ахамидам («Я есть это»), так как «это», объект, еще не возникло.

Три шакти – иччха, джнана и крийа – которые ниже, чем чит и ананда и которые находятся в иерархическом порядке, связаны с процессом Творения. Следовательно, они возникают только тогда, когда начинается процесс Творения (см. главу ниже).

Чит-шакти – это сила осознания, освещения и знания. Различие между сознанием и неодушевленной материей (джада) – в том, что неодушевленная материя не «знает», в то время как сознание «знает». Здесь «знание» используется не в смысле знания какого-либо специфического объекта, а в общем смысле осознания или освещения.

Ананда-шакти – это блаженство, которое естественно присутствует в Шиве. Она является истинной природой Я, которая предполагает, что радость Шивы не вызвана какой-то внешней причиной, как она вызывается у скованной личности, а существует в Шиве сама по себе. Шива состоит из радости, как она есть. Используя аналогию, свет луны – это не ее собственный свет; он заимствуется у солнца.

Свет не является природой луны. Но в случае солнца свет не заимствуется ни от чего другого; свет – это настоящая природа солнца. Свет проистекает из самого солнца. Подобным образом, блаженство естественно проистекает из Я, так как блаженство составляет природу Я.

Блаженство предполагает свободу.

Поэтому ананда-шакти  определяется как сватантрйа или «свобода». Страдания означают, что человек скован ограничениями; он нуждается в чем-то или желает чего-либо, чего не в силах достичь. Наоборот, счастье означает, что человек достиг всего, чего он хотел; здесь нет пропасти между желанием и его осуществлением. Ананда предполагает, что нет никаких ограничений; человек совершенно свободен.

Причина, почему ананда называется ананда-шакти, заключается в том, что шакти подразумевает динамизм, и ананда динамична. Очень важно, что Тантрическая традиция понимает, что ананда, или «радость» является в действительности крийей или спандой. Ананда – это не статическое состояние сознания. Скорее, она – поток Сознания.

Этот поток может быть внутренним движением, потоком внутри самого Сознания. Иногда он может выражать себя как направленный наружу поток творческой активности. Когда мы находимся в состоянии внутреннего удовлетворения и ничего не делаем, даже тогда есть внутреннее тихое течение Сознания.

Это особое состояние ананды символически выражено в улыбке Господа Шанкары в Шамбхави-мудре. Направленный наружу поток ананды выражен в форме вселенского танца творения, символического танца (нритйа) Шивы Натараджи. Ананда в любой форме – это крийа. Поэтому ананда  называется ананда-шакти.

Триада иччха-джнана-крийа описывает процесс творения. Иччха означает волю творить. Когда Шива желает сотворить мир или проявить Себя в форме мира – это является иччхой. Иччха – это первый проблеск (саматкара) творческой активности в Шиве.

Здесь надо заметить, что в случае Шивы, иччха непохожа на обычный волевой акт, в котором мы напрягаем нашу волю и прилагаем усилия; иччха в Шиве возникает спонтанно и без усилий (анайаса). Воля здесь – это спонтанная воля.

В результате волеизъявления творить, в уме Шивы возникает мир, следующий шаг – это замысел (джнана) мира. Полная мысленная картина того, что будет сотворено, приходит на ум Шиве. Поскольку в этой стадии мир остается идеей или мысленным образом в Шиве, она называется джнана. В этом случае джнана не  означает осознание или освещение, которое является природой Сознания. Она означает идею или мысль. Поскольку идея в уме – это не что иное, как джнана, она называется джнана.

После того, как мысленная картина (джнана) предполагаемого мира становится завершенной в уме Шивы, следующая стадия – это внешнее проецирование мира как кажущегося явления (абхаса). Эта стадия называется крийа, что означает внешнюю активность творения. В случае обычного созидания, такого как создание горшка гончаром, созидание является физическим, или материальным.

Но в случае Шивы нет материального творения; мир создается, или проецируется как отражение, или абхаса («кажущееся явление»), подобно отражению в зеркале. Поскольку отражение в зеркале – это не только идея (джнана) ума, а действительное проявление (абхаса) вне ума, оно может быть названо внешним или даже физическим.

Таким образом, крийа – это экстериоризация, или облачение в физическую форму идеи (джнаны). Крийа в этом смысле не означает вимаршу, которая является природой пракаши, или Шивы; она означает определенную стадию в творении, последний шаг – внешнюю проекцию.

Иногда мы видим неправильное понимание значения иччха-джнана-крийи. Неспециалисты иногда понимают его как «знание-волеизъявление-ощущение», представляемые как  три способности ума. Но это – грубое непонимание терминов. Иччха, джнана и крийа – это три иерархических шага творения, которые находятся в любом виде твочества.

Когда архитектор конструирует здание, у него сначала возникает желание конструировать его. Это иччха. Потом в его уме формируется цельная картина или идея предполагаемого здания; здание появляется в виде чистой идеи. Это джнана. Потом архитектор в действительности возводит здание – здание вступает в физическое существование. Это крийа.

Также и в сотворении вселенной Господь сначала желает творить (иччха); потом в Шива-сознании ясно формируется цельная картина предполагаемой вселенной как замысел (джнана); в конце концов, Господь творит вселенную в действительности, приводя ее к видимому существование (крийа).

Также нужно заметить, что термины джнана и крийа не используются здесь в общем смысле освещения и динамизма (пракаша и вимарша), которые являются соответствующими значениями для Шивы и Шакти. Они используются здесь в специальном смысле стадий творения.

Когда  что-либо, что будет сотворено, формируется как идея в уме, это джнана, а когда оно в действительности творится как внешняя реальность, это крийа. Джнана – это внутреннее или умственное творение чего-либо; крийа – это внешнее или физическое творение того же.


 

Поделиться в соц-сетях:Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *