16.06.2017

Веданта сутра

Веданта сутра — также известная как Брахма-сутра

Часть I

Саманвая адхьяя

1.

Исследование Брахмана и его предпосылки. Теперь, поэтому — исследование Брахмана.
Определение Брахмана. (Брахман есть то), из чего возникновение этого (мира).
Брахман постижим только через шастры. Поскольку шастры являются источником (или средством) правильного знания, но этот (Брахман должен быть познаваем только из шастр), поскольку это — главная цель (текстов Веданты).

Брахман (разумный принцип) есть первопричина. Вследствие видения (мышления, приписываемого в Упанишадах Первопричине) не (прадхана указывается в Упанишадах в качестве первопричины, поскольку допущение, что) она (является первопричиной) не согласуется с писаниями. Если скажут, что (слово «видение, мышление») используется в образном смысле, (ответим) — «нет», поскольку слово «Атма» относится к причине мира. (Прадхана не может обозначаться термином «Я»), поскольку спасение (мокша) обещано тому, кто предан этому. И (не может обозначаться словом «я») поскольку не утверждается, что Это (Сат) следует отбросить. Вследствие погружения в своё собственное Я (Я не может быть прадханой). Вследствие единообразия взглядов (текстов Веданты Брахман должен сяитаться причиной). И поскольку это прямо заявляется в Шрути.

Анандамайа есть Пара Брахман. «Анандамайа» (означает Парабрахман) вследствие повторения (слова «блаженство», указывающего на высочайшее Я). Если (возразят, что «анандамайа» — состоящий из блаженства» может) не (означать высшее Я), вследствие того, что это слово означает видоизменение, превращение или продукт, (возражение) не (верно), всделствие изобилия (на которое указывает «майа»). И поскольку он провозглашается причиной этого.

Кроме того, о том самом (Брахмане), о котором говорилось в разделе мантры, поётся (т. е. в тексте брахмана о нём говорится, как об Анандамайе). (Брахман, а) не другой (не индивидуальная Душа, имеется в виду здесь), в следствие невозможности (такого предположения). И вследствие провозглашения различия (того, о чём говорится «Я, состоящее из блаженсива» и индивидуальной души). Вследствие желания (и волеизъявления, упомянутых в тексте, даже иносказательно) не можем утверждать, что «Анандамайа» означает Прадхану). Кроме того оно (писание) учит о соединении этого (индивидуального Я) с тем, состоящим из блаженства.

Существо, пребывающее в Солнце и в глазу, есть Брахман. Существо внутри есть Брахман, поскольку о Его атрибутах учат так. И существует другой (Господь, отличный от индивидуальных душ), вследствие провозглашения отличия.

«Акаша» следует понимать как Брахман. Слово «Акаша» означает здесь «Брахман», вследствие признаков (что имеется в виду именно Брахман). «Прана» следует понимать как Брахман. По этой же причине и слово «прана» (дыхание указывает на Брахман). Свет есть Брахман. Свет вследствие упоминания стоп (в месте, связанном с текстом о свете). Если скажут, что не о Брахмане говорится, вследствие указания «Гайатри» (размера), — (ответим) нет, потому что так (посредством размера) провозглашается наложение ума на

Брахман, как это можно видеть (в других текстах). И также поскольку (только так) возможно утверждение, что существа и т. д. являются стопами. Если скажут, (что Брахман в части текста о Гайатри нельзя узнать в части текста о свете), вследствие различия обозначения, (ответим) — нет, поскольку в обоих (обозначениях) нет ничего противоречащего (узнаванию).

Прана есть Брахман. Прана есть Брахман, поскольку это видно (из соответствующих соображения, относящихся к тексту о пране). Если скажут, что (не имеется в виду Брахман), вследствие того, что говорящий учит о себе, (скажем) — нет, поскольку имеется много ссылок на внутреннее Я в этой (упанишаде).

Утверждение (как подтверждает Шрути, сделанное Индрой, что он един с Брахманом), возможно вследствие осознания, как в случае Вамадевы. Если же скажут, что не (Брахман это) вследствие признаков, характерных для индивидуальной души (дживы) и главного жизненного воздуха (праны, скажем) — нет, поскольку (тогда) была бы предписана тройственная медитация (упасана) поскольку слово «прана» (в Шрути) понималось (как «Брахман»), а также поскольку здесь (слова, указывающие на Брахман), используются по отношению к Пране.

2.

Маномайа (образованное из ума) есть Брахман. Поскольку (во всяком месте Веданты) учат, (что Брахман) хорошо известен (как причина мира) в Упанишадах. Кроме того, качества (гуны), которые хотят выразить, возможны (в Брахмане).

С другой стороны, поскольку (качества) невозможны (в ней), не воплощённая (душа указывается посредством слов «маномайа» и т.д.) Вследствие утверждения о достигаемом и объекте достижения (карма, «тот, кто состоит из ума», Манамайа, указывает на Брахман, а не индивидуальную душу). Вследствие различия слов, и из Смрити также (знаем, что воплощённое Я отлично от того, о ком говорится).

Если скажут, что не (говорится о Брахмане) вследствие малости обители (сердца), а также вследствие упоминания об этом (малости, ответим) — нет, поскольку (на Брахман) следует медитировать таким образом, и поскольку данный случай подобен случаю пространства. Если скажут, что (т.к. Брахман связывается с сердцами всех индивидуальных душ), Он должен ощущать (удовольствие и страдание, мы скажем) — это не так, вследствие отличия в природе (обоих).

Поедающий есть Брахман. Поедающий (есть Брахман), поскольку и подвижное и неподвижное поглощается (им как пища). И вследствие контекста.

Обитающие в скрытом пространстве сердца — это индивидуальная душа и Брахман. Двое вошедших в скрытое пространство — это воистину, индивидуальная душа и Высшая Душа, поскольку это видно. И вследствие различия качеств (обоих, упоминаемых в последующих текстах).

Существо, находящееся в глазу, есть Брахман. Существо внутри (есть Брахман), вследствие (того, что упоминаемые атрибуты) соответствует (только Брахману). И вследствие утверждения о месте и прочем. И вследствие утверждения о пути того, кто познал истину Упанишад. (Именно оно является высшим Я), а не кто-либо другой (индивидуальная душа и т.д.), поскольку они не существуют всегда; и вследствие невозможности (приписать колму-либо из них качества того существа).

Внутренний правитель есть Брахман. Внутренний властитель в богах и прочем (Брахман), поскольку упоминаются его атрибуты. И не есть то, о чём учат в Смрити санкхьев (т.е. не Прадхана), вследствие упоминания качеств, противоположных её природе. И воплощённый (не есть Внутренний Правитель), поскольку обе (редакции, т. е. Канва и Мадхйандина Шакхи Брихадараньяка Упанишады) также говорят о ней, как об отличной.

То, чего нельзя увидеть — Брахман. Обладающий качествами, такими как невидимость и т.д. (Брахман), вследствие сказанного о Его качествах. Двое других (индивидуальная душа и Прадхана) не есть (источник всех существ), поскольку говорится об иных атрибутах и отличиях. И вследствие упоминания (его) формы (текст говорит о Брахмане).

Вайшванара есть Брахман. Вайшванара — вследствие отличия, определяемого обычными терминами («Вайшванара» и «Я»). Поскольку та (космическая форма Высшего Господа), что описывается в Смрити, есть характерный признак (из которого мы выводим значение текста Шрути). Если скажут, что (Вайшванара) не есть (Брахман) вследствие используемого термина (Вайшнавара — желудочный огонь) и вследствие его пребывания внутри, (скажем) — нет, поскольку есть наставление для постижения (Брахмана) как такового), а также поскольку они (ваджасанейны) описывают его как человека.

По этим же причинам (Вайшванара) не может быть божеством или элементом (огня). Джаймини (утверждает) нет противоречия, даже (если как Вайшванара, Брахман) непосредственно (принимается в качестве объекта поклонения). Ради медитации (или чтобы постоянно помнить) — так говорит мудрец Бадари. Вследствие воображаемого тождества (т.к. Высшего господа можно назвать «Прадешаматра» — широко простирающимся) — так говорит Джаимини, поскольку это провозглашают (Шрути). Кроме того (джабали) учат, что (на Высшего Господа следует медитировать) в этом (пространстве между головой и подбородком).

3.
Обителью небес, земли и т.д. является Брахман. Обителью небес, земли и прочего является вследствие термина «собственное» (Я). Вследствие утверждения (в писаниях), что это должно быть достигнуто освобождёнными. (Обителью) не является то, что выводится путём умозаключения (Прадхана), поскольку нет термина, указывающего на неё. И также индивидуальная душа (джива). Вследствие упоминаемого различия (дживы и обители небес).

Вследствие обсуждаемого предмета (и двух состояний) пребывания непривязанным и поедания (первое характеризует Высшее Я, а второе индивидуальную душу).
Бхума есть Брахман. Бхума, поскольку о нём учат после поучения о состоянии глубокого сна (т.е. поучения о Пране).

И вследствие того, что атрибуты (присущие Бхуме) свойственны (только Пара Брахману).
Акшара есть Брахман. Непреходящее (есть Брахман), вследствие поддержания всего, вплоть до Акаши. Это (поддержание) вследствие владычества. И вследствии отделения от этого, природа отлична (от Брахмана).

Высшая личность, на которую следует медитировать, есть высший Брахман. Вследствие упоминания о Нём, как об объекте созерцания, Тот (есть Брахман).
Дахра, «малый акаша», есть Брахман. Малый (есть Брахман) вследствие приведённых далее доводов (утверждений). Вследствие акта вхождения (в Брахман) и вследствие слова («Брахмалока»); так это видно (из прочих Шрути, вхождение душ в Брахман) есть знак (посредством которого можем истолковать слово «Брахмалока».

Кроме того, и вследствие поддерживания, малый Акаша должен быть Брахманом, поскольку такое величие наблюдается только в этом. Также, вследствие хорошо известного значения («Акаша» — Брахман). Если скажут, что имеется в виду другой (т.е. джива), вследствие упоминания о нём (в дополнительном тексте, скажем) — нет, вследствие невозможности.

Если скажут, что по следующим текстам (имеется в виду индивидуальная душа, мы скажем, что), точнее, (индивидуальная душа), когда проявилась её истинная природа (неотличная от Брахмана). И упоминание — для иной цели. Если скажут, что вследствие провозглашения в Шрути малости (может иметься в виду не Брахман, скажем) — это уже объяснялось.
Всё сияет благодаря Брахману. Из-за действия вслед Его. Кроме того, и Смрити говорят (как о свете вселенной).

Существо размером с большой палец есть Брахман. Из-за самого слова («Господь», прилагаемого к нему) измеряемое (размером пальца есть Брахман). Но по отношению к сердцу, поскольку лишь человеку дано право (на изучение Вед, практику медитации и достижение самоосознания).

Дэвы также имеют возможность (изучать Веды и медитировать на Брахман). Также и (существа) выше их (людей, имеют право) вследствие возможности, согласно Бадарайане. Если скажут что (телесность богов влечёт) противоречие жертвоприношениям, — нет, поскольку (в писаниях) мы обнаруживаем принятие множества (форм в одно и то же время).

Если скажут, что (противоречие) в отношении слова, (скажем) — нет, поскольку мир возникает (из слова), как известно из непосредственного восприятия (Шрути) и заключения (Смрити). Из этого же следует вечность (Вед). Вследствие подобия имён и форм (нама и рупа, в каждом новом цикле), нет противоречия (вечности слов Вед), даже в образовании мировых циклов, как видно из Шрути и Смрити.

Вследствие невозможности (для богов совершать) Мадху Видйу и т.д., Джаимини (считает, у них) нет возможности (практиковать упасану, Брахма Видйу, познавать собственное Я). И (не обладают возможностями), поскольку (слова «солнце», «луна» и т.д. обозначающие соответствующих богов) используются в смысле простых сфер света (Джйотиши). Бадарайана же (говорит о) существовании (вощможности); ведь есть (тексты, указывающие, что тела, желания и т.д., дающие способность к знанию Брахма Видьи существуют у богов).

О праве шудр изучать веды. (Царь Джанашрути) испытал скорбь, услышав презрительные слова (сказанные о нём мудрецом в образе лебедя), вследствие его погруженности в скорбь (Раиква) назвал его шудрой; на эту (скорбь) указывал Раиква.

И поскольку принадлежность к кшатриям (Джанашрути) известна благодаря признаку, (состоящему в упоминании его) вместе с Чаитаратхой (который был кшатрием), поскольку очистительные церемонии упоминаются (в случае дваждырождённого) и об их отсутствии говорится (в случае шудры), и вследствие склонности (Гаутамы передавать знание) по установлении непринадлежности к шудрам, и вследствие запрещения в Смрити (шудрам) слушать, изучать, истолковывать.
Прана, в которой трепещет всё, есть Брахман. Вследствие вибрации (упоминаемой применительно ко всему миру).

«Свет» есть Брахман. Свет — вследствие того, что (слово «Брахман») виден (встречается в тексте писания).
Акаша есть Брахман. Акаша — поскольку утверждается, что он нечто отличное и т.д. (от имён и форм).
Я, состоящее из знания, есть Брахман. Поскольку о Высочайшем Я говорится как об отличном (от индивидуальной души) в утверждениях о глубоком сне и смерти. (Упоминаемое Существо есть Брахман), потому что к Нему отнесены слова (Господь и пр. -«Он есть правитель, властитель, господь всех» — Бр. Уп IV-4- -22).

4.
Термины «Махат» и «Авйакта» в Катхопанишад не относятся к «Таттвам» Санкхьи. Если скажут, что в некоторых (редакциях Вед) то, что выводится (Прадхана) также (упоминается, скажем) — нет, поскольку (слово «Авйакта») используется в сравнении, относящемся к телу (означает тело, а не Прадхану санкьев; Шрути это) также объясняет.

Но (под словом Авйакта имеется в виду) тонкое (причинное тело, сукшмаупадхи) вследствие возможности (обозначать его так). Вследствие его зависимости разумно. И поскольку не упоминается, что (Авйакта) должна быть познана (она не может быть Прадханой). И если вы утверждаете, что текст говорит (о Прадхане как объекте познания), мы отвергаем это; ведь речь идёт о разумном (высшем) Я, вследствие общей темы. И вопрос и объяснение касаются только трёх вещей (не Прадханы). И (использование «Авйакта») подобно использованию термина «Махат».

Слово «Аджа» в Шветашватара Упанишад не означает Прадхану. Поскольку не приводится особая характеристика, как в случае чаши. Но (подразумеваются элементы), начиная с света, поскольку некоторые читают так в своих текстах. И вследствие утверждения о принятии (метафоры) нет ничего противоречащего рассуждению (в понимании Аджа, как причинной материи), как в случае мёда (указывающего на Солнце в Мадху Видья ради медитации) и в подобных случаях.

«Пятижды пять» (Панча-панчаджанах) не относится к двадцати пяти категориям Санкхьи. Даже из утверждения о числе (о двадцати пяти категориях в Шрути) не (следует заключать, что указывают на Прадхану), вследствие отличий (в категориях и превышения числа категорий Санкхьи). (Упомянутые Панчаджанах, пятеро людей есть) жизненная сила и т. д., (как видно) из дополнительного текста. В тексте некоторых (редакций), где не упоминается пища, («пять» получено) благодаря «свету» (упоминаемому в предыдущем стихе).

Брахман есть первопричина. Хотя в текстах Веданты есть противоречие в отношении сотворённых вещей, таких как Акаша и прочее, такого противоречия нет в отношении Брахмана как первопричины, поскольку в одном тексте о нём говорится так же, как в прочих. Вследствие связи (с другими текстами о Брахмане, «несуществование» не означает абсолютного Несуществования).

Тот, кто является создателем Солнца, Луны и т. д. есть Брахман, а не Прана и не индивидуальная душа. Поскольку означает мир (джагат). Если скажут, что вследствие признаков Дживы и главной Праны (Брахман в тексте) не (указывается словом «материя, ответим, что это уже объяснялось. Но Джаимини полагает, что (указание на индивидуальную душу) имеет другую цель, вследствие вопроса и ответа; кроме того, так же и некоторые (ваджасанейины толкуют свои тексты).

Атман в Брихадараньяке Упанишад II.4.5, который можно увидеть посредством слушания и т.д. есть Брахман, а не Дживатма. Вследствие совместного значения изречений. (Что о Дживатме учат как об объекте осознания) характерный признак, являющийся доказательством утверждения; так считает Ашмаратхйа. (Первоначальное утверждение отождествляет индивидуальную душу с Брахманом) поскольку душа, когда оставит (тело), такова (едина с высшим Я), так считает Аудуломи. (Первоначальное утверждение сделано), поскольку (высшее Я) существует в состоянии (индивидуальной души); так полагает мудрец Кашакритсна.

Брахман — и действующая, и материальная причина (пракрити). И материальная причина, поскольку (это) не находится в противоречии с утверждениями и примерами (в Шрути). Вследствие утверждения о воле (или размышлении — Абхидхья, при сотворении, Оно является материальной причиной).

И поскольку Шрути говорит, что и то и другое имеют Брахман в качестве материальной причины. (Брахман — материальная причина), поскольку Он создал себя сам, подвергаясь изменению. И поскольку Брахман зовётся источником. Этим разъясняются все (учения о происхождении мира, противоречащие текстам Веданты).

Часть II

Авиродха Адхьяя

1.
Отрицание Смрити не основывается (на Шрути). Если возразят, что (из учения о Брахмане) следовал бы тот изъян, что не было бы места для определённых смрити, (скажем) — нет, поскольку (при отрицании этого учения) явился бы изъян — отказ от других Смрити. И поскольку отсутствует упоминание о другом (следствиях Прадханы, и Санкхья не может быть признана аворитетной). Этим (также) отрицается философия йоги.

Брахман может быть причиной вселенной, хотя Его природа противоположна природе вселенной. (Оппонент говорит) — Брахман не может быть причиной, поскольку он (мир) имеет отличную (от Брахмана) природу, и такое его (отличие известно) из писаний. Но говорят о главных божествах (органов и элементов, Абхимани) вследствие особой характеристики, а также вследствие проникновения и вхождения божества. Но это (происхождение жизни из материи) также наблюдается.

Если скажут, (что мир, следствие был бы) несуществующим (прежде его организации, скажем) — нет, поскольку это отрицание (ни на чём не основанное). Вследствие заключения, что во время Пралайи (причина становится) подобна этому (следствию), излагавшееся до сих пор учение (что Брахман — причина), абсурдно. Но не (так), вследствие примеров. И поскольку возражения (выдвигаемые последователем Санкхьи против Веданты) приложимы и к его точке зрения. Если скажет, что вследствие неоконченности рассуждения (должны построить) выводы иначе, (ответим, что) и в этом случае результатом будет неосвобождение.

Опровержение Канады и Гаутамы. Этим (аргументами против санкхьи, прочие теории), не принятые мудрыми или сведущими людьми, объясняются.
Различия наслаждающегося и объекта наслаждения не противоречат единству. Если скажут, что (если бы Брахман был причиной, то) вследствие превращения (объектов наслаждения) в наслаждающегося, результатом было бы отсутствие различия, ответим, что (таковое) может существовать, как испытываемое (всеми) в мире.

Мир неотличен от Брахмана. Их (причины и следствия) неотличие следует из таких терминов как «возникновение» и тому подобных. И (поскольку) только при существовании (причины) ощущается (следствие). И вследствие последующего, существующего (как причина прежде творения). Если скажут, что (следствие) описывается, как то, чего не, и значит, не (существует прежде творения, ответим) — не так, поскольку термин «то, чего нет» указывает на другой атрибут, (как видно) из другой части текста. Из рассуждения и из другого текста Шрути (явствует то же самое). И подобно куску ткани. И вследствие различных Пран.

Брахман не создаёт зла. Вследствие того, что о другом (индивидуальной душе) говорится (как о неотличной от Брахмана, в нём) появились бы изъяны (доша) — несовершения того, что лаготворно, и прочие. Но (Брахман есть) нечто большее, вследствие утверждения о различии (между индивидуальной душой и Брахманом). И поскольку случай подобен случаю камней различной ценности, и прочего (добываемого из той же Земли) выдвинутое возражение несостоятельно.

Брахман есть причина мира. Если вы возразите, что Брахман без орудий не может быть причиной вселенной, поскольку при сборе материалов (мы видим действующего, скажем) — нет, поскольку (это) подобно молоку, (превращающемуся в творог). (Случай Брахмана) подобен (случаю) дэвов и других существ в мире (локе).

Брахман есть материальная причина вселенной, хотя у него нет частей. (Если допустить, что так), следует признать, либо что весь (Брахман подвергается изменению), либо неправильность текстов, провозглашающих, что у Брахмана нет частей. Но (это не так), вследствие текстов Шрути, и вследствие того, что (Брахман познаётся только) на основании писаний.

И поскольку в индивидуальной душе (Атмане, существует) разнообразное (творение), подобным же образом (и в случае Брахмана). И поскольу собственный взгляд (оппонента) подвержен тем же самым возражениям.

Брахман наделён всеми силами. И наделён всеми, поскольку это видно (из писаний). Если скажет, что поскольку не имеет органов, не (способен творить, ответим, что) это уже объяснялось.
Конечная цель Творения. (Брахман) не (является творцом вселеннной), поскольку (всякая деятельность) имеет мотив. Но (деятельность Брахмана) — просто игра, как бывает в мире (в обычной жизни).

Брахман не пристрастен и не жесток. Пристрастие и жестокость нельзя (Ему приписать) вследствие учитывания Им (заслуг и поступков различных душ), поскольку так провозглашает (писание).

Если возразят, что это невозможно вследствие неотличия (заслуг и проступков прежде творения, скажем) — нет, поскольку (мир) безначален. И что (мир и карма безначальны) понятно, а также видно (из писаний).
Сагуна Брахман необходим для творения.

И поскольку все качества (требуемые для сотворения) очевидно, обнаруживаются (только в Брахмане, его следует признать причиной).

2.
Отрицание учения Санкхьи о Прадхане — причине мира. То, о чём заключают, не может быть причиной, поскольку (в этом случае( нельзя (объяснить) план (или порядок, обнаруживаемый в творении).

И вследствие (невозможности) деятельности. Если скажут, (что Прадхана движется и видоизменяется произвольно), подобно молоку или воде, (без руководства разума, ответим что) это также (происходит благодаря разуму).

И поскольку (Прадхана) не зависит (от чего-либо), не существует силы вне её (и она не может быть активной). И нельзя (сказать, что она самопроизвольно изменяет себя), подобно траве и прочему (превращающемуся в молоко), вследствие его невозникновения где-либо (помимо коров). Даже если принять (мнение о самопроизвольном видоизменении Прадханы, она всё равно не может быть причиной) вследствие отсутствия цели.

Если скажут, (что Пуруша может направлять Прадхану), как (безногий) человек может направлять слепого, как магнит (приводит железо), даже тогда (трудность не будет преодолена). И кроме того (Прадхана не может быть активна), поскольку отношения старшинства (и подчинённости) невозможны (между тремя гунами). Даже если об этом заключат иначе, поскольку Прадхана лишена силы понимания, (прочие возражения остаются в силе). И кроме того (учение Санкьи) вызывает возражения вследствие (его) противоречий.

Отрицание мнения Вайшешики. (Мир может происходить из Брахмана), как великое и долгое происходит из короткого и подобного атому.

Отрицание теории атомов последователей Вайшешики. Также и в обоих случаях (Адришты, невидимого принципа, присущего либо атомам, либо душе) деятельность (атомов) невозможна; отсюда отрицание этого (возможности сотворения благодаря объединению атомов).

И поскольку следствием признания Самавайи по таким же соображениям был бы regressus ad infinitum (Анавастхитех, теория несостоятельна). И вследствие постоянного существования (действия и бездействия, теория атомов неприемлема). И так как атомы обладают цветом и т.д., противоположное (утверждаемому последователями Вайшешики должно бы иметь место), поскольку это очевидно.

И вследствие изъянов в обоих случаях. И поскольку (теория атомов) не принимается (мудрецами, такими как Ману) она должна быть полностью отвергнута.

Отрицание взглядов реалистов-бауддхов. Даже если бы (два вида) совокупностей произошли от двух своих причин, имело бы место неустановление (этих совокупностей). Если скажут, что (образование совокупности может быть объяснено) через (неведение и прочее), находящееся в качестве причины одно для другого, (скажем) — нет, они — лишь действующая причина возникновения (следующих непосредственно за ними звеньев цепи причин, но не всей совокупности), поскольку после возникновения последующей вещи предшествующая перестаёт существовать.

Если допустить несуществование причины (при существовании следствия), то результатом будет противоречивость принятой закономерности (утверждения); в ином случае результатом бы стала одновременность (причины и следствия). Сознательное и несознательное уничтожение было бы невозможно вследствие непрерывности.

Поскольку случай Акаши также не отличен (от других видов уничтожения, он также не может быть несуществующим). И вследствие (существования) памяти (вещи не одномоментны). (Существование или существующее) не (возникает) из несуществования (или несуществующего), поскольку этого не наблюдается. И так (если бы было, то резултатом бы стало) и достижение цели безразличными и бездеятельными людьми.

Опровержение взглядов идеалистов-бауддхов. Нельзя говорить о несуществовании (Абхава, внешних вещей), вследствие (нашего) сознавания (их). И вследствие отличия в природе (сознания бодрствования и сна) не подобны снам и прочему. (Согласно бауддхам) существование (самскар, умственных впечатлений) невозможно вследствие отсутствия воприятия.

И вследствие одномоментности (Алайавиджнаны, сознания я, она не может быть обителью самскар). И поскольку (эта система) нелогична во всех отношениях (она не может быть принята).
Опровержение учения джайнов. Вследствие невозможности (существования противоположных качеств) в одной и той же вещи в одно и то же время (учение джайнов) не (может быть принято).

И так (из учения джайнов следует) невездесущность души. И разве не противоречие следует из (заключения о) последовательности (частей, присоединяющихся к душе и отделяющихся от неё при различных телах), вследствие изменения и т.д. (души)? И вследствие неизменности окончательного (размера души после освобождения) и неизменности двух (предшествующих) не существует различия (в размере души ни в какое время).

Опровержение системы «Пашупата». Господь (Пашупати, Господь животных не может быть причиной мира) вследствие неприемлемости. И поскольку связь (между Господом и Прадханой) невозможна. И вследствие невозможности правления (со стороны Господа). Если скажут, что (господь управляет Прадханой и прочим) в точности, как (Джива) чувствами (которые также не воспринимаются, скажем) — нет, вследствие наслаждения и т.д. (Из их учения следовало бы, что Господь) подвержен гибели, или что он не всеведущ.

Опровержение школы «Бхагавата» или «Панчаратра». Вследствие невозможности возникновения (индивидуальной души из высочайшего Господа, это учение не может быть принято). Или же, если (говорят, что четыре Вйуха) обладают (неограниченным) знанием и т.д., то всё же отсутствует отрицание этого (возражения). И вследствие противоречий (учение Панчаратры неприемлемо).

3.
Эфир не вечен, но сотворён. (Пурвапакшин, оппонент, говорит) пространство (Акаша) не (возникает), поскольку Шрути не говорит об этом. Но есть (такой текст Шрути). (Он) имеет смысл метафоры, вследствие невозможности (возникновения Акаши). Также из Шрути (видим, что Акаша вечна).

Возможно, что одно слово («возник», самбхутах) используется (в основном и образном смысле) подобно слову «Брахман». Неотказ от утверждения, (что посредством познания одного становится познанным всё остальное, может следовать только) из неотличия (мира от Брахмана), в согласии со словами Вед (провозглашающих неотличие причины и следствий). Но везде, где есть следствия, есть разделение, как это видно в мире (в обыденной жизни).
Воздух возникает из пространства. Этим (предшествующим объяснением) объясняется воздух (что он также является следствием).
Брахман (Сат) не имеет начала. Но нет начала у того, что есть, вследствие невозможности (наличия такого начала у Брахмана).
Огонь возникает из воздуха. Огонь (создаётся) из этого, истинно так сказано (в Шрути). Вода (создаётся из огня).
Земля создаётся из воды. (Под «Анна» имеется в виду) земля, вследствие обсуждаемой темы, цвета (рупа) и других текстов Шрути.

Брахман, пребывающий внутри элемента, есть творящий принцип. Но вследствие характерного признака (их) размышления (элементов), Он (является творящим принципом).
Процесс растворения элементов идёт в порядке, обратном их сотворению. Порядок (при наступлении Пралайи) является обратным тому, и это понятно.

Упоминание об уме и разуме не свидетельствует об ином порядке сотворения и поглощения. Если скажут, что между (Брахманом и элементами) разум и ум (Виджняна и Манас, и что следовательно возникновение и поглощение должно происходить) в такой последовательности, вследствие признаков этого, (скажем) — не так, вследствие неотличия (разума и ума от элементов).

Рождение и смерть не присущи душе. Но упоминание об этом (рождении и смерти индивидуальной души) относится лишь к телам движущихся и неподвижных существ и является метафорическим (если применено к душе), поскольку существование этих терминов зависит от существования этого (т.е. тела).
Индивидуальная душа (Атма) вечна, Она не создана. Не (создана) Атма, (поскольку) об этом не говорится в Шрути, и поскольку согласно им она вечна.

Природа индивидуальной души — разум. По этой самой причине (что она не ссоздана, индивидуальная душа есть сам) разум.
Размер индивидуальной души. (Вследствие утвержения в писаниях) о выходе, уходе и возвращении (души), и вследствие того, что двое последних (уход и возвращение) связываются с душой, (душа имеет размер атома). Если скажут, что не подобна атому, поскольку писания говорят об этом иначе (она — всепроникающа, скажем) — не так, поскольку об ином, нежели индивидуальная душа (о Брахмане т.е.) говорится (в текстах). И вследствие прямых утверждений (Шрути) о микроскопическом размере. Здесь нет несоответствия, как и в случае сандаловой пасты.

Если скажут, (что эти два случая не подобны), вследствие точно известного места (натирания мазью), мы отвергнем это, вследствие признания (писанием конкретного места души), а именно — внутри сердца. Или вследствие (её) качества (т.е. разума), как в обычной жизни (например, в случае света от лампы). Распространение (качества разума) за пределы (души) подобно запаху (распространяющемуся). И так же показывает (или утверждает) Шрути.

Вследствие отдельного поучения (там; о том, что душа пронизывает тело благодаря обладанию качеством разума). Но это утверждение (о подобном атому размере) вызвано тем, что в качестве своей сути она обладает качествами этого (т.е. Буддхи), как и в случае обладающего разумом (Господа, Сагуна Брахмана). И нет изъяна в том, что было сказано в предыдущей сутре до тех пор, пока душа существует (в своём относительном аспекте), потому что это видно (по писаниям).

Вследствие проявления этой (связи), существующей (потенциально) подобно мужской энергии и прочему. В ином случае (если бы разума не было), результатом было бы постоянное невосприятие, либо же ограниченность одного из двух (души или чувств).

Индивидуальная душа является действующим. Действующий, потому что тогда писания имеют смысл. И вследствие утверждения (Шрути) о (её) странствии. (Также) вследствие того, что она забирает с собой органы чувств. Также потому, что на неё указывают как на таковую в связи с действиями; в ином случае указание было бы другим. Как и в случае восприятия, (здесь) нет правила. Вследствие изменения энергии (Буддхи). И вследствие невозможности Самадхи.

Душа является действующей силой до тех пор, пока находится под воздействием ограничивающих факторов. И как плотник есть оба.
Когда душа действует, она зависит от Господа. Но эта (деятельность) — от Высшего (Господа), так говорит Шрути. Но (побуждение) зависит от делаемого (ею), поскольку иначе указания и запреты писаний были бы бесполезны.

Отношение индивидуальной души к Брахману. Часть — вследствие того, что говорится об отличии, а также от ином (о неотличии); ведь в некоторых (ведических текстах о Брахмане) говорится как о рыбаках, мошенниках и т.д. Также из слов Мантры. и так сказано в Смрити. Высший (Господь) не (затрагивается удовольствием и страданием), подобно этой (душе), в точности как на свет (не воздействуют колебания его отражений). И Смрити также говорят (так).

Предписания и запреты — вследствие связи с телом, как в случае света, и т.д. И вследствие нераспространения (души за пределы её тела) нет смешения (результатов действий). И (душа) лишь отражение (Параматмана). Из-за отсутствия устойчивости в невидимом принципе (при допущении наличия множества всепроникающих душ было бы смешение действий и их последствий). Если скажут, что (различие удовольствия, страдания, и т.д. происходит) из (различия) места, (скажем) — не так, поскольку я существует во всех телах.

4.
Праны берут начало в Брахмане. Так и все виды Праны. Вследствие невозможности побочного (их источника). Вследствие того, что то (Тат) упоминается первым (в связи с пранами). Поскольку речи предшествуют они (огонь и прочие элементы).
Число органов чувств. Пран — семь, поскольку это ясно (из писаний) и перечисления (этих семи). Но (в добавление) есть руки и прочее; поскольку это установлено, не (должны) так (заключать).
Размер органов очень мал. И (они) малы.

Главная Прана тоже берёт начало в Брахмане. И лучшая (также создаётся).
Главная Прана отлична от воздуха и фцнкций чувств. Не воздух и не функция чувств, поскольку о ней говорится отдельно. Но (подчинена душе) подобно глазам и т.д., потому что (о ней) учат наряду с ними и по другим причинам. И поскольку не является орудием возражение не (истинно), ведь так говорит (писание). О ней учат, как об обладающей пятеричной функцией, подобно уму.
Малость размера главной праны. И очень мала.

Главные божества органов. Но есть руководство Огнём и прочими (органами) вследствие такого утверждения в Шрути. (Не боги являются наслаждающимися, но душа, поскольку органы связаны) с обладающим ими (т.е. душой, как знаем) из писаний. И вследствие её (души) постоянства (в теле именно она является наслвждающимся).

Органы — независимые принципы, а не функции главной Праны. Они (Индрии) есть чувства, за исключением лучшей (главной Праны), поскольку так указывается. (Вследствие) утверждении писаний об отличии.

Сотворение имён и форм осуществляется Господом, а не индивидуальной душой. Но сотворение имён (Самджня) и форм (Мурти) (производится) тем, кто создаёт тройственное (триврит), (творение), поскольку так учат писания. Плоть и прочее происходит из земли, согласно утверждению писаний, и (так же) — случае других (элементов). Но вследствие преобладания (определённого элемента в них, грубые элементы) называются так.

rfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-slide