Уровни Шакти

Неправильное понимание, состоящее в том, что акт творения обязателен для Шивы, возникает из-за игнорирования разницы между шакти и сварупа-шакти.

Уровни Шакти

Шакти Таттва Вак Степень различия Переживающий
Чит-ананда Шива-Шакти Пара Ахам

(«Я есть»)

Чистое единство Чистый субъект или чистое «я» (без сознания объекта) Шива-прамата

 

Иччха Садашива Пашйанти Ахамидам («Я есть это») Единство – в различии (различие в потенциальной форме – асутрана) Субъект только излучает объект Мантра-Махешвара-прамата
Джнана Ишвара Мадхйама Идамахам («Это есть я») Единство – в различии (различие более проявлено как воображение, представление – Вимарша) Субъект полностью представляет объект Мантре-швара-прамата
Крийа Садвидйа Ваикхари Аханча иданча («Я есть и это есть») Единство – в различии (различие полностью проявлено как то, что видно, проявление – Абхаса) Субъект внешне проецирует объект как абхасу Мантра-прамата

В Тантрической традиции чит и ананда – это природа (сварупа, или сварупа-шакти), тогда как триада иччха-джнана-крийа, которая относится к творению мира, – это сила (шакти), но не сварупа-шакти. Чит и ананда есть сварупа, а триада иччха-джанана-крийа, или Творение мира, – это не сварупа в техническом смысле сварупа-лакшаны. Творение основано только на свободе Господа. Он может разыграть вселенскую деятельность творения, поддержания и т.д. навечно, на некоторое время или не разыгрывать вообще.

В Тантризме мир считается Шакти, или крийей, а Шакти, или крийа, считается природой Шивы, поэтому мир нужно рассматривать как природу Шивы. Но что упускается здесь из виду – так это та истина, что только чит-ананда, а не вся Шакти, является природой (сварупой) Шивы.

Иччха-джнана-крийа, которые производят Творение, – это не сварупа в техническом смысле. Активность (крийа), которая находится на уровне сварупы (чит-ананда) и которая освещена в себе, – это только ахам («Я есть»).Она не является ахамидам («Я есть это»), которое приходит на уровне Творения (иччха-джнана-крийа).

Ахам, или Самосознание, следовательно, считается извечной активностью или извечным динамизмом (нитйа-крийа или нитйа-спанда) Сознания. Свободный акт творения может также считаться вечным или даже врожденным (сварупа) в том смысле, что Шива свободно осуществляет вселенскую  функцию творения, и т.д.

Творение не обязательно для Шивы; оно является манифестацией Его свободы (сватантрйи). Бессмысленно говорить, что Шива может не быть чит-ананда, ибо Шива – это не что иное, чем чит-ананда. Также совершенно бесмысленно говорить, что Шива не может творить мир. Творение полностью зависит от воли Шивы.


 

Поделиться в соц-сетях:Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *