10.06.2017

Трика даршана

Трика-даршана: тантры и агамы

Трика даршана

В соответствии с традиционным подходом, индийские философские системы принято разделять на шесть так называемых «даршан»: Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога, Миманса и Веданта. В буквальном переводе с санскрита слово «даршана» означает «видение» и оно, в данном контексте, относится к видению той окончательной Истины, которая по разному открывалась основателям этих духовных традиций.

В Ригведе мы встречаем, ставшее уже классическим, выражение «экам сат випра бахудха ваданти» («Истина одна, но мудрецы говорят о ней по разному»). Все эти традиционные философские системы в той или иной степени опираются на авторитет Вед и Упанишад, однако, помимо них, в Индии существовали и другие учения, например Буддизм, Джайнизм и пр.

И здесь существенным моментом является понимание источников таких учений. Когда источником является чистое божественное откровение, как например в случае Вед или Шайва-агам, то такие воззрения принято называть «Санатана-дхармой», то есть вечным божественным Законом или Истиной, которая превосходит любые временные ограничения и существует всегда. Но помимо этого, на определенных исторических этапах, появляются и различные промежуточные учения, которые могут выполнять те или иные временные функции.

Санатана-дхарма включает в себя систему шести даршан, но эти даршаны не могут вместить в себя всю Санатана-дхарму. Как говорилось по этому поводу в Пуранах: «Истина превыше воззрений…» Таким образом, нет ничего удивительного в том, что Трика-даршана, несмотря на целый ряд отличительных особенностей, не относится к классическим философским системам Индии. Эта богатейшая духовная традиция, основанная на агамических (тантрических) источниках, всегда имела весьма ограниченное распространение в эпоху Кали-юги.

Главная причина закрытости и изолированности этой системы состоит в том, что воззрение абсолютного теистического монизма или абсолютной недвойственности (санскр. парадвайта) трудно для понимания людей этой эпохи. Несмотря на то, что Господь Шива еще в самом начале Кали-юги передал людям недвойственные тантрические учения через риши Дурвасаса, эти учения не получили широкого распространения.

Однако они всегда тщательно сохранялись и передавались по непрерывной линии преемственности (санскр. парампара). На видимом уровне эта парампара стала отчетливо формироваться в Кашмире, начиная с IX-го века н.э. после появления таких замечательных мастеров, как Васугупта, Сомананда и др.

Роль агамических текстов в эпоху Кали-юги невероятно высока. Слово «агама» можно перевести как «прибытие», «приближение» или «повторное возникновение». Это общее название определенной группы текстов, которые не были составлены людьми, а были переданы нам непосредственно Господом.

Такое высшее знание существовало всегда, во все исторические эпохи, но особую ценность оно приобретает в нынешние времена духовной деградации. Как сказано в Куларнава-тантре: «Шрути — для Крита-юги, смрити — для Трета-юги, пураны — для Двапара-юги. Для Кали-юги — только Агамы».

Важно подчеркнуть, что люди, рожденные в Кали-югу, чаще всего не могут длительное время сохранять в чистоте агамические знания. Их ум, находящийся под влиянием гуны тамаса, постепенно теряет соответствующие качества и обращается к грубому двойственному мировосприятию. Хорошо понимая это, Господь периодически «оживляет» знания людей и направляет их в нужное русло.

В текстах Трика-даршаны понятия «тантра» и «агама» часто являются синонимичными. Слово «тантра» может иметь множество различных значений. Оно происходит от санскритского глагола «тан» — «распространять». В этом смысле и тантры, и агамы распространяются как божественные откровения.

Однако важно понимать, что Тантра — это не философская система и не простой набор слов. Это прежде всего непосредственное знание Истины, которое передается лишь тем, кто способен ее воспринять. Таким образом, все тантры — это также и агамы, но при этом не все агамы являются тантрами. Когда в тантрических текстах Господь Шива передает учения своей супруге Парвати (Шакти), то мы имеем агамы, но когда Парвати дает наставления Шиве, то это — нигамы.

Одной из важнейших отличительных черт тантрических учений является использование различных человеческих страстей для освобождения от сансары. Тантрический практик учится интеграции и достигает понимания единства различных аспектов Шакти, которая проявляется на видимом грубом уровне как, например, что-то «мирское» или «духовное». И в этой связи тантрические садханы существенным образом отличаются, скажем, от ведических наставлений.

Тексты Трика-даршаны

Учения Трика-даршаны опираются, главным образом, на шестьдесят четыре недвойственные Бхаирава-тантры, которые впервые появились в нашем измерении во времена Сатья-юги вместе с Ведами. Эти шестьдесят четыре тантры разделены на восемь больших групп.

Например, первая группа тантр, которая называется Садашива-чакра состоит из следующих текстов: Бхаирава, Ямала, Матакхья, Мантала, Чакраштака, Сукхаштака, Бахурупа и Вагиша. К сожалению, до нашего времени дошли очень немногие тантры этого цикла, но, благодаря выдающимся учителям Трики, сущность данных недвойственных учений была полностью сохранена. Помимо этих недвойственных тантр, в Трике изучаются также восемнадцать смешанных (недвойственно-двойственных) Рудра-тантр и десять двойственных Шива-тантр.

Как следует из самого названия этой духовной традиции, Трика-даршана имеет троичную структуру своих основополагающих текстов. Эту структуру образуют:

  1. Агама-шастры,
  2. Спанда-шастры и
  3. Пратьябхиджня-шастры.

К Агама-шастрам принадлежат такие произведения, как Малинивиджайоттара, Свччхандабхаирава-тантра, Нетра-тантра, Рудраямала-тантра, Шива-сутры и др. К Спанда-шастрам относятся прежде всего Спанда-карики и многочисленные комментарии к ним. Пратьябхиджня-шастры основаны на знаменитом произведении Сомананды Шивадришти, на тексте его ученика Утпаладевы Ишварапратьябхиджня-карика, на трудах Абхинавагупты Тантралока, Пратьябхиджнявимаршини и Пратьябхиджнявивритивимаршини, а также на работах Кшемараджи и других комментаторов.

Троичность

Трика даршана

Слово «трика» переводится как «триада». Это может показаться странным, но для того, чтобы лучше понять воззрение абсолютной недвойственности (парадвайта) нужно прежде всего немного разобраться с принципом троичности.

Все мы живем в мире, который на видимом уровне состоит из субъектов, объектов и различных взаимоотношений между ними. Это вечный троичный принцип нашего существования. Мир каждого отдельного живого существа, созданный силами майи, можно символически изобразить в виде некоего треугольника, состоящего из трех элементов:

  1. субъект познания (санскр. прамата),
  2. метод познания (санскр. прамана) и
  3. объект познания (санскр. прамея).

Абхинавагупта в своем знаменитом тексте Паратришика-виварана утверждает, что все в этой проявленной вселенной состоит из триад. При этом он, как и другие мастера Трики, рассматривает Шиву, Шакти и нару («нара» — индивидуум, связанный субъект) в качестве некой универсальной базовой триады.

Шива выступает здесь в качестве высшего Субъекта познания, энергии Шакти обеспечивают саму возможность такого познания, а объектом познания является мир, образованный в результате действий ограничивающих сил майи.

Энергии Шакти в свою очередь также подразделяются на три основные вида:

  1. Пара-шакти,
  2. Парāпара-шакти и
  3. Апара-шакти.

За счет действий Апара-шакти и Парāпара-шакти формируются те самые ограничения, которые мы называем силами майи. Точнее говоря, они формируют анава-малу, майя-малу и карма-малу.

Энергии Апара-шакти приводят к духовной деградации существ и ведут к страданиям. Интересно отметить, что слово «апара» переводится также как «чрево» или «матка», что символизирует принцип бесконечного сансарного рождения. Пара-шакти — это такие силы Господа, которые способны освобождать живых существ из сансарного плена, а Парāпара-шакти — это силы удерживающие на сансарическом уровне (вызывающие привязанности различного рода) и заставляющие пожинать плоды совершаемых поступков. Они управляют также законом кармы.

Используя другой терминологический ряд, мы можем говорить также о том, что энергии Шакти состоят из следующей триады:

  1. Иччха-шакти,
  2. Джняна-шакти и
  3. Крия-шакти.

Иччха-шакти — это абсолютно свободная (санскр. сватантра) воля Господа, которая, в соответствии с учениями Трики, является единственной причиной всего проявленного мира. Эта воля соотносится с Пара-шакти. Джняна-шакти — это способность познавать, а Крия-шакти — способность действовать. Крия-шакти соотносится с Апара-шакти. При более внимательном анализе этих разновидностей Шакти, можно сделать важный вывод о том, что лишь воля Господа (Иччха-шакти) обладает способностью освобождать существ из сансары.

rfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-slide