Танец Шивы

Шива — знаток танца и его Повелитель

Шива - знаток танца и его Повелитель

Танцы Шивы:

  • Самхара — танец во время растворения пралайи.
  • Коду-Котти — танец после всеобщего разрушения.
  • Пандам — танец после разрушения трех Городов с нанесенным на тело пеплом этих Городов.
  • Коду или капалам — танец с головой Брахмы в руке.
  • 8 танцев — сришти, стхити, самхара, тиробхава и анугара, а также муни-тандава ( «муни» — мудрец, садху, особенно тот, кто дал обет полного молчания или говорит крайне редко и ищет неподвижности ума. В гимнах Ригведы «муни» — мистические провидцы, связанные с Богом Рудрой. «Тандава» — «жесткий танец», любая жесткая танцевальная композиция, , исполняемая танцором-мужчиной.),
  • анаварата-тандава (анава — ограничивающий принцип майи),
  • ананда-тандава (мистический танец Блаженства Шивы).
  • 5 танцев: Шивананда (состояние Блаженства Шивы), Сундара (красота), танец золотого города, танец золотого Чадамбарама и чудесный танец.
  • 6 танцев: 5 танцев и ананда.

Шива — знаток танца и его Повелитель. Он — царь танцоров. Он умерил гордость Кали. Разрушение, производимое Шивой, является не единым действием, но последовательностью действий. Каждой стадии соответствует определенный танец.

«Он танцует спокойно. Если, танцуя, Он разгневается, мир мгновенно исчезнет. Он танцует с закрытыми глазами, так как искры из Его глаз могут сжечь всю вселенную. Пять действий Шивы (паньчакрия) — творение (сришти), сохранение (стхити), разрушение (самхара), иллюзия (тиробхава) и благодать (ануграха) — суть Его танцы. В танце Шивы проявлены ритм и движение мирового духа. Когда Он танцует, силы зла и тьмы трепещут и отступают».

В течение ночи Брахмы (во время пралайи) пракрити неподвижна, инертна (состояние гуна-самья-авастха). Три гуны находятся в состоянии равновесия, баланса. Пракрити не может танцевать, пока нет на то воли Шивы. Шива пробуждается и начинает танцевать. Благодаря вибрации, вызванной движениями Его дамару (барабанчика) недифференцированный звук становится дифференцированным. Возникает Шабдабрахман (аспект Сагуна-Брахмана в форме звуковой вибрации и слова (шабды). Также недифференцированная энергия становится дифференцированной.

Равновесие гун нарушается. Проявляются саттва, раджас и тамас — три гуны. Все небесные тела, атомы и электроны также танцуют ритмично и упорядоченно. Атомы танцуют в молекулах, молекулы — во всех телах. Звезды танцуют во времени и пространстве. Пракрити также начинает кружиться в танце вокруг Него как Его слава, вибхути. Прана начинает действовать в акаше (тонкой материи). Проявляются различные формы. Проявляется также и космический разум (Хираньягарбха, Золотой зародыш).

Символика танца:

  • Трезубец (тришула) в правой руке. Символ трех гун: саттвы, раджаса и тамаса. Это Символ владычества. Посредством трех гун он правит миром. Знак верховной власти.
  • Барабанчик (дамару) в левой руке представляет шабдабрахман. Символ слога «Ом», из которого состоят все языки. Сам Господь сотворил санскрит из звуков дамару.
  • Полумесяц на голове. Полный контроль Своего ума.
  • Поток Ганги. Символ нектара бессмертия.
  • Слон. Символ вритти; гордость.
  • Одеяние из слоновой шкуры. Контролируемая им гордость.
  • Тигр. Символ похоти.
  • Подстилка из тигровой шкуры. Побежденное вожделение.
  • Лань (держать) в руке. Устранение чанчалаты (беспорядочного движения) ума.
  • Змеи вокруг шеи. Мудрость и вечность. Лишение страха и бессмертие. Змея есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве, Параматмане (высшей душе).
  • Третий глаз. Око мудрости.
  • Нанди, бык, сидящий перед Шивалингамом. Представляет собой Пранаву (Омкару). Нанди – страж порога обители Шивы, прислужник. Средство передвижения Шивы.
  • Лингам. Символ Адвайты. Он указывает «Я – Единый, не имеющий подобного, — экамева адвитийам, подобно человеку, поднявшему над головой руку с вытянутым указательным пальцем.
  • Пять капюшонов. Пять чувств или пять таттв (земля, вода, огонь, воздух и эфир). Также символ пяти пран (с шипением продвигающихся по телу). Шива сделался пятью танматрами, пятью джнянендриями, пятью камендриями.
  • Эзотерическое значение змей на теле. Когда Шива путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Господе Шиве, Высшей Душе.
  • Тело белого цвета. Следует иметь чистое сердце, чистые мысли, избавление от бесчестности, притворства, изворотливости, зависти, ненависти и т. д.
  • Три полосы бхасмы на лбу (ритуальное нанесение священного пепла). Необходимо уничтожить три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (действие в расчете на результат) и майю (иллюзию), а также три желания обладать – землей, женщиной и золотом и три васаны (лока-васана, деха-васана и шастра-васана). Сделав это, можно приблизиться к Шиве с чистым сердцем.
    PS. Васана — подсознательная наклонность остаточная подспудная наклонность и привычка, которая окрашивает и мотивирует отношение человека к чему-либо.
  • Алтарь (балипитха), Стоящий в храме Шивы. Человек должен уничтожить эгоизм и себялюбие (ахамта и мамата), прежде, чем он придет к Шиве. В этом смысл алтаря.
  • Бык Нанди перед Шивалингамом. Он заставляет затихнуть все окружающее, чтобы никто не потревожил Господа в его самадхи. Символ сатсанги («общность Истины»). Община духовно устремленных душ – находясь среди мудрецов вы обязательно познаете Бога. Они укажут вам путь к Нему. Они уничтожат коварные ямы и ловушки, подстерегающие вас на пути. Они развеют ваши сомнения и укрепят в вашем сердце бесстрастие, знание и способность к различению. Сатсанга – единственная надежная лодка, способная перевести вас через океан к берегу бесстрашия и бессмертия.
  • Третий глаз. Разрушительная энергия, которая, будучи высвобожденной, уничтожает мир.
  • Бык Вришабха. Символ бога Дхармы. Шива – защитник дхармы (закона). Он – воплощение дхармы, справедливости.
  • Четыре ноги лани (в своей верхней левой руке). Символ четырех Вед. Шива удерживает лань в Своей руке. Он – Властелин Вед.
  • Меч (в одной из рук). Он является разрушителем смертей и рождений.
  • Огонь (в левой руке). Он защищает дживы (индивидуальные души), сжигая все оковы. Огонь производит разрушение всех имен и форм (в танце Шивы).
  • Ганга и полумесяц на голове. Чтобы охладить голову, так как выпил яд.

Цель танца Шивы

Освобождение душ от оков майи и от тройных уз анавы («нечистота умаления», ограничивающий принцип майи, обволакивающий индивидуальную душу завесой двойственности и невежества), кармы и майи.
Он творит не разрушение, но перерождение. В сердцах преданных, где сожжены эгоизм, похоть, ненависть, танцует Шива.

  • Абхайя-мудра левой рукой. «Преданные Мне, не бойтесь! Я защищу всех вас!»
  • Звук барабана (дамару). Символизирует омкару (слог «ом») или пранаву (жужжание, мантра «Ом», Бог, как Первичный Звук). Звук барабана при зывает индивидуальные души припасть к стопам Шивы. Творение возникает из дамару.
  • Приподнятая нога. Означает Майю (иллюзию).
  • Указывающая вниз рука. Стопы Шивы – единственное прибежище для индивидуальных душ.
  • Акаша-лингам. Шива не имеет формы и лишен качеств.

Танец Шивы

«Он танцует спокойно. Если, танцуя, Он разгневается, мир мгновенно исчезнет. Он танцует с закрытыми глазами, так как искры из Его глаз могут сжечь всю вселенную. Пять действий Шивы (паньчакрия) – творение (сришти), сохранение (стхити), разрушение (сам-хара), иллюзия (тиробхава) и благодать (ануграха) – суть Его танцы. В танце Шивы проявлены ритм и движение мирового духа. Когда Он танцует, силы зла и тьмы трепещут и отступают.»

  • Лань в руке. Ашуддха-майя (грубо-магнетическая энергия, низший аспект пракрити.
  • Топор. Символ знания, уничтожающего невежество.
  • Барабанчик. Творение (сришти).
  • Барабанчик, пламя в протянутой руке, вода (Ганга), рука, держащая топор, нога, поставленная на асуру Муялаку. Это бесформенные тонкие (сукшма) проявления. Паньчакшары (буквально «пять слогов», маха-мантра «Намах Шивайя»).
  • Рука в абхайя-мудре. Сохранение (стхити).
  • Рука, держащая топор. Разрушение (самхара).
  • Придавливающая нога. Сокрытие (тиробхава).
  • Приподнятая нога. Благословление (ануграха).
  • Восемь рук: в трех правых – трезубец, барабанчик и петля, в двух руках – щит и череп, третья левая рука – в позе. Висмайя.
  • Шкура слона. Убитый Шивой асура, принявший облик слона, чтобы убить брахманов, сидящих в медитации вокруг Вишванатха-Лингама в Бенаресе.
  • Меч. Акт рассечения мечом – творческий акт, уподоблялся рассечению Хаоса божественным фаллосом, в результате чего возникло Мироздание (язычн.). Соотносится с понятием слова – символом творящего божества, символ веры, символ связи времен. Перед боем меч «заколдовывали», заговаривали. Символ «соединения, скрещения мечей», связи (более – общения людей), соотносится с торговлей, со «сверкать, блестеть».
  • Рог. Предмет культового возлияния. Символ божественной силы, защиты от вражеских духов. Предмет определенных сверхъестественных действий, колдовства.
  • Цветок. Соотносится со значением «рвать, резать», «колоть, раскалывать», «блестеть, сиять», «разрезать, разрывать», «гнуться, надуваться, распускаться», буквально – «прорезаться сквозь землю, раскрыться». Соотносится с понятием числа (символом Вселенной), со значением «издавать звуки» (звук – символ божественного творения). Цветок может иметь фаллическое значение, а также выступать в качестве символа начала (Вселенной).
  • Змея. Символ судьбы и ее предзнаменование. Символ Вселенной. Отождествляется с жизнью и со смертью. Символ Мирового разума. Соотносится с понятием души. Объект поклонения. Приравнивалась к божеству. Ночь Вселенной и День Вселенной. Отождествляется с внутренностями, кишками (символ центра, божественной силы). Соотносится со значением «звук».
  • Тень змеи может оплодотворить женщину – языч. Возможно фаллическое значение. Магическая сила глаза змеи. Отождествление с небом. Олицетворение гармонии и порядка. Прародитель всего живого на земле. Соотносится с понятием экстаза и чуда, а также святости; верха (неба).
  • В обозначении судьбы символ небесных и земных дверей, через которые проходят души умерших. Святое животное. Змея считалась творцом Мироздания. Соотносится с понятием «вещь, предмет», металла, фаллический символ.
  • Возлияние. Важнейший элемент языческого сакрального культа.

Цель танца Шивы

Наводнение девятьсот двадцать четвертого года
В Ришикеше было ужасным,
Вода унесла многих махатм и садху, —
Это — танец Шивы.Бурный поток Чандрабхаги
Изменил свой путь в 1943 году,
Через него на слонах
С трудом переправлялись люди, —
Это — танец Шивы.Утром одиннадцатого января 1945 года
Начался снегопад
В окрестных Гималаях,
Холод был ужасен, —
Это — танец Шивы.Господь Вишванатха обитает теперь
Там, где прежде были леса.
Он радует целый мир,
Даруя здоровье и долгую жизнь, —
Это — танец Шивы.Лес становится ашрамом,
Острова — океаном,
Океан становится островом,
Города — пустыней, —
Это — танец Шивы.

Шива смотрит на Свою Шакти —
И начинается танец атомов,
Начинается танец пракрити.
Господь Шива — попросту зритель, —
Это — танец Шивы.

Прана вибрирует, движется ум,
Чувствуют чувства и действует буддхи,
Сердце бьется, легкие дышат,
Переваривает желудок, кишки извергают,
Это — танец Шивы.

Это — мир перемен.
Что меняется — сгинет.
Знай, Кто Нетлен,
Тот — Неизменен,
И обрети Бессмертие.

[Свами Шивананда]


Поделиться в соц-сетях:Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *