Священные тексты разных эпох

Каждая эпоха имеет свою шастру, созданную с учетом особенностей и потребностей людей этого времени.

Индуистская шастра подразделяется на:

1) шрути, куда обычно включают четыре Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа) и упа нишады. Философия этого учения раскрывается в веданта даршане;
2) смрити, куда входят «Дхарма шастра Ману» и другие тексты, посвященные семейным и общественным обязанностям. Они содержат предписания, касающиеся правритти дхармы, в отличие от упанишад, раскрывающих нивритти дхарму;
3) пураны [См.: гл. 1, шл. 34 36, где пураны называют собранием самхит. Сюда входят дхарма шастры, смрити, шрутидживика, пураны, упапураны, итихасы, книги Васиштхи, Вальмики и др. См.: Шабда ратнавали и Брахмавайварта пурану (Джняна канда, гл. CXXXI1)], которых, согласно «Брахмавайварта пуране», изначально было 400 000; 18 из них сейчас считаются основными;
4) тантру.

Каждая шастра соответствует характеру своей эпохи. Веды называют корнем всех шастр (мула шастра), и все остальные тексты индуизма опираются на них. Тантру называют пятой Ведой. Кулукабхатта, знаменитый комментатор Ману, делит шрути на две категории: ведическую и тантрическую (вайдики тантрики найва дви видха шрутих киртита).  Разные шастры излагают шрути по разному, в зависимости от характеристик человечества своих эпох.

Так, тантра ориентирована на потребности слабых людей кали юги. Поскольку современный человек живет мало и его физических и духовных сил не достаточно для осуществления ведической карма канды, тантра предлагает другую, особую садхану, позволяющую достичь той же конечной цели, которой служат все шастры.

В «Куларнава тантре – говорится [Крите шрутыокта ачарастретаям смрити самбхавах, // Двапаре ту пураноктам, калау агама кевалам], что в период сатья, или крита, шастрой служит шрути (Веды и упанишады), в период трета – смрити (дхармашастры, шрути дживика и т.д.), в период двапара – пураны, а в кали югу – тантра, которой в наши дни должны следовать все сторонники традиционного индуизма. То же самое утверждают «Маханирвана тантра» [Гл. 1, uui. 28 и далее] и другие тантрические тексты [В «Тара прадипе» (гл. 1) сказано, что в кали югу нужно следовать тантрической, а не ведической дхарме].

Говорят, что тантра содержит самую суть Вед и соотносится с ними, как Параматма с дживатмой. Похожим образом каулачара является основной одухотворяющей силой ведачары, материального тела. Между ними находятся другие ачары, которые утончаются по мере приближения к каулачаре.


ДАЛЕЕ: 11. Человеческое тело


ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ-СЕТЯХ:
Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone