Стхирата

Стхирата, или постоянство, приобретается с помощью мудры.

В трудах по хатха‑йоге словом «мудра» обозначаются специальные положения тела. Мудры (например, джаладхара‑мудра [Гхерамда‑самхига, упадеша 3]) улучшают здоровье, избавляют от болезней, продлевают жизнь [Там же, шл. 12], защищают от огня, воды и воздуха. Физические упражнения, укрепляющие здоровье, влияют на состояние ума.

Соединение умственного и телесного совершенства позволяет обрести сиддхи.

«Гхерамда‑самхита» описывает большое число мудр, из которых можно выбрать наиважнейшие. С помощью хорошо известной йони‑мудры йог закрывает уши, глаза, ноздри и рот во время сиддхасаны.

Выполняя какини‑мудру, садхака вдыхает прана‑ваю и соединяет его с апана‑ваю. Последовательно сосредоточиваясь на шести чакрах, он с помощью мантры хум хамсах  пробуждает спящую кулакундалини и поднимает ее до сахасрары, а затем представляет себя наполненным Шакти и соединенным (сангама) с Шивой. От этого он сам отождествляется с Блаженством и Брахманом [Гхерамда‑самхита, упадеша] и сосредоточивается на самом себе.

Ашвини‑мудра – это поочередное сжатие и расширение ануса во время шодханы или в сжатие ануса, чтобы удержать апану в шатчакрабхеде. Шактичалана заключается в выполнении ашвини‑мудры до тех пор, пока ваю не проявится в сушумне. Упражнение сопровождается вдохом и соединением праны и апаны в сиддхасане.


ДАЛЕЕ: 40. Дхарья


ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ-СЕТЯХ:
Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone