Шива неопределим

Шива сутры

Значение термина «неопределимый»

Также как Брахман в Адвайта Веданте представлен как неопределимый (ниргуна, нирвикалпа, или нирвишеша), также как Брахман в Шунйа Мадхйамике является свыше всех четырех категорий понимания (чатушкоти-винирмукта), точно таким же является Шива в Кашмирском Шайвизме. Шива называется ануттара, что означает и неопределимый, и трансцендентный – то, что превосходит категории понимания, и то, что, будучи наивысшей реальностью, превосходит все таттвы (категории реальности). Шива также называется нирвикалпа (без викалп, или категорий понимания) и нирвишеша (без вишешана, или качеств, характеристик). Одним словом, Шива представляется как неопределимый.

Что означает быть неопределимым?

Термин «неопределимый» имеет как эпистемологическое, так и онтологическое значение. Эпистемологически он означает то, что не может быть «определено»,  «схвачено» или «оценено» пониманием, рассудком, или интеллектом.

Все, что мы схватываем посредством нашего понимания, называется викалпа или гуна (определение, утверждение или качество, характеристика). Нечто, что не может быть таким образом схвачено или определено, называется нирвикалпа, нирвишеша или ниргуна.

Но почему рассудок не схватывает то, что «неопределимо»?

Потому что, то, что неопределимо, не обладает теми качествами, которые наш рассудок может ухватить. Онтологически, викалпа, вишеша или гуна означают качества, которые могут быть схвачены нашим пониманием.

Также онтологически, «неопределимое» обозначает то, что не обладает качествами, которые могут быть схвачены нашим пониманием. Очевидно, что эпистемологическое значение и онтологическое значение термина «неопределимый» совпадают.


ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ-СЕТЯХ:
Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone