Шива Личность

Шива как Абсолютная Личность

Шива Личность

Существует логическая связь между «быть самосознающим» и «быть личностью», так как истинное значение индивидуальности – это самосознание.

Выражение «Кто-то является личностью» не обязательно означает, что он имеет физическую форму, ибо можно быть личностью даже без тела.

Например, Бог во многих религиях – Иудаизме, Христианстве, Исламе и некоторых направлениях Индуизма понимается как личность и бесформенность – Бог видится как чистый Дух без тела или материи. Божественная Личность может быть как без формы (ниракара), так и с формой (сакара); форма – это не обязательная характеристика существующей личности.

Что же тогда делает кого-то личностью?

Ответ – самосознание.

Личность – это самосознающее существо. Это предполагает, что только чувствующее существо может быть личностью; неодушевленные вещи, такие как материальные предметы, не могут быть личностями.

Существуют системы философии, которые представляют Первичную Реальность, или Бога, как личность, но, как правило, они также признают другие реальности, кроме Бога, – их позиция является позицией дуализма или ограниченного монизма. С другой стороны, существуют философии, которые представляют Реальность как всепронизывающий недвойственный Абсолют, и, следовательно, Реальность имперсональна.

Брахман в Адвайта Веданте и Шунйа в Мадхйамике Буддизма – имперсональны. Адвайтин, например, станет доказывать, что всепронизывающее сознание не может рассматриваться как личность, ибо приписывание индивидуальных качеств Реальности означает наложение ограничения на Реальность. Таким образом, Реальность, или Бог, дуалиста не обладает абсолютностью, или чистым единством, в то время как Реальность недуалистов, таких как адвайта ведантин и мадхйамика буддист, не обладает индивидуальностью.

Позиция Кашмирского Шайвизма отличается от обеих этих позиций. Первичная Реальность (Шива) в Кашмирском Шайвизме – это чистый недвойственный Абсолют, и все же Шива является личностью – Абсолютной Личностью. Адвайтин может подвергнуть сомнению совместимость индивидуальности с Абсолютом.

Он может доказывать, что заявление: «Шива является личностью», означает, что Шива ограничен одной определенной формой и отрезан от остального мира. Другими словами, индивидуальность предполагает двойственность. В ответ на это я могу указать, что тот же аргумент выдвигался против  совместимости  самосознания с  Абсолютностью.

Как  мы уже видели, самосознание вполне возможно в абсолютно недвойственном Шиве. Шива – это Личность, потому что Он имеет самосознание. Самосознание Шивы не похоже на ограниченное «я-сознание» индивидуальности, в котором она отделяет себя от других. Божественное «Я» – абсолютное и совершенное «Я», которое объединяет все внутри своих недр.

Когда Шива совершенно один, один без второго, даже тогда я-сознание означает существование в себе. Даже в состоянии чистой недвойствености Шивы, я-сознание возможно посредством естественного внутреннего динамизма (крийи, вимарши, спанды или шакти) Шивы.

Самосознание – это естественный динамизм недвойственного Шива-сознания; оно является «вечной вибрацией» (нитйа–спанда).

Это состояние чистого «Я есть». Когда Шива, из Своей свободы, спонтанно манифестирует Себя как мир, «Я есть» становится «Я есть это». «Это», или объект существует только, когда появляется мир, но «Я есть» существует всегда, независимо от Творения.

Здесь должно быть ясно, что личность – это не то же самое, что индивидуальность.

Индивидуальность является чувством эго, которое ограничено и которое отделяет «я» от остального мира.

Индивидуальность имеет две характеристики, то есть:

  1.  самосознание,
  2. различение себя и других.

Только самосознание означает личность.

Самосознание может принимать или не принимать индивидуальность, которая имеет чувство различия, как свою исключительную характеристику. Только когда личность или я-сознание принимает также чувство различия себя и других, тогда она становится индивидуальностью.

Но однозначной необходимости в этом нет. Может быть самосознание как осознание своего собственного существования без осознания других. Личность, таким образом, шире, чем индивидуальность, которая может быть, а может и не быть частью личности.


 

Поделиться в соц-сетях:Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *