Шива Абсолют

Шива Абсолют

Значение слова «Абсолют»

Главная характеристика Шивы или «Я» – это то, что Шива есть «Абсолют». Это термин западной философии, но он также используется в индийской философии для описания природы Первичной Реальности. Термин «абсолют» имеет два родственных значения.

Шива АбсолютПрежде всего, он означает то, что независимо или то, что непрерывно существует посредством себя и не нуждается ни в чем для поддержания себя. Это противоположно понятию относительного, которое означает то, что зависит от чего-то другого. Индийские эквиваленты терминам «абсолют» и «относительный» – нирапекша и сапекша, соответственно.

Шива (Я) существует посредством Себя; нет нужды чему-либо еще поддерживать его. Таким образом, Он – анапекша или нирапекша. Он без апекши, или зависимости; Он – Абсолют. Он естественно будет аджа («нерожденный») и анади («безначальный»). Мир, в противоположность Ему, относителен (сапекша), ибо он зависит от Шивы, как в своем существовании, так и в своем поддержании.

Шива является абсолютом, не только будучи существующим, но и будучи знающим. Осознание, или знание (джнана) – это истинная природа Шивы, ибо Шива есть Сознание. Неодушевленная материя (джада) не может знать, в то время как для сознания знать естественно. И сознание знает не только другие вещи, но прежде всего себя; оно самоосвещаемое (свапракаша). Таким образом, Шива является и самосущим, и самоосвещаемым, и самоосознающим.

Второстепенное значение термина «абсолют» – это то, что покрывает или пропитывает все. Другими словами, Абсолют – это то, для чего нет «другого»; все есть «это» само. Это значение абсолюта также применимо к Шиве. Все в существовании может быть названо Шивой, ибо все во вселенной – это самоманифестация или расширение (прасара) Шивы. То, что появляется как неодушевленная материя и, следовательно, кажется субстанцией, отдельной от Сознания, является самоспроецированным проявлением (абхаса) или эманацией (унмеша) Сознания. Таким образом, здесь нет двойственности.

Второе качество Абсолюта, Его недвойственность, является естественным результатом его первого и основного качества – независимости, или свободы. Если бы здесь была другая, помимо Шивы, реальность, эта реальность естественным образом ограничила бы абсолютность Шивы; посредством этой другой реальности независимость, или свобода Шивы была бы исключена.

Чтобы быть истинно независимым, Шива должен быть также недвойственным, и Шива, действительно, является недвойственным.

Таким образом, Шива абсолютен в обоих значениях слова:

  1. Шива совершенно независим
  2. Шива – это недвойственная реальность, расширяющаяся  до всего в мироздании.

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ-СЕТЯХ:
Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone