Отношение Шива-Шакти

Шива и Шакти – это не две реальности и даже не две части одной реальности – связь между ними двумя в том, что они тождественны.

Отношение Шива-Шакти

Возникает вопрос, почему же мы используем два разных слова, Шива и Шакти для обозначения одной реальности?

В ответ нужно сказать о том, что эти слова дают две характеристики, но означают одну и ту же реальность. Шива постигается как динамический, а истинный динамизм Шивы называется Шакти.

Хотя отношение Шивы и Шакти – это отношение тождественности, в текстах мы обнаруживаем аллегорические упоминания Шивы-Шакти, которые могут наводить на мысль, что это – отношение единства-в-различии или даже различия.

Тантры полны аллегорий, символов и поэтических образов. Если человек незнаком с традицией, он может запутаться.

Существуют три типа аллегорического описания, которые могут наводить на мысль о трех следующих концепциях отношения Шивы и Шакти:

  1. Шива и Шакти изображаются как супруги или как любовники. Это наводит на мысль, что Шива и Шакти – это двое, существующие в гармонии, которая предполагает двойственность существования.
  2. Шива и Шакти также известны как Шактиман и Шакти. Шива как Шактиман («обладатель Шакти, или силы») предполагает взаимоотношение сущность-качество. Шива является сущностью, а Шакти – качеством этой сущности, силой, которой обладает Шива.
  3. Говориться также, что Шива и Шакти идентичны, различие существует только в именах. Следующая мысль, выраженная в Кашмирском Шайвизме, делает очевидным, что из трех вышеупомянутых альтернатив, третья – это настоящая позиция Кашмирского Шайвизма. Реальность – одна и та же, называется ли она Шива или Шакти. На вопрос, почему тогда другие типы описания даны в текстах, ответ простой.

Эти описания символические и поэтические, они не рассматриваются буквально. Тождество Шивы и Шакти может быть аллегорически описано дуалистическим языком.

Абхинавагупта объясняет, явно обращаясь к Вайшешика философии Канады, что в философии Шивы, или Кашмирского Шайвизма, Шакти – это не качество (дхарма) и, следовательно, она не имеет никакого субстрата, основания (качеством которого она могла бы быть) (ашрайа). Отношение между понятиями сущность и качество таковы, что сущность является основанием,  которое обладает качествами, а качества пребывают в нем или поддерживаются им.

Таким образом, есть различие между понятиями сущность и качество. Но это не относиться к объяснению реальности Кашмирским Шайвизмом. Шакти – это не качество Шивы; Шакти есть Шива. В Тантралоке говорится, что если Шакти отлична от Шивы даже в том смысле, что она является качеством, которое находится в Шиве, тогда заявление, сделанное в Трика Традиции, что существует исключительно только Шива (или Шакти), было бы бессмысленным.

Таким образом, термин Шива-Шакти-Самарасйа, используемый для обозначения Шивы и Шакти, не предполагает, что Шива и Шакти – двое, существующие в гармонии. Реальность, обозначенная двумя именами одного и того же, называется либо Шива, либо Шакти.


 

Поделиться в соц-сетях:Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *