Мокша

Мокша

Слово «мокша» переводится с санскрита как «освобождение», но в каждой духовной традиции Индии это освобождение трактуется несколько по разному.

В своем произведении Ишварапратьябхиджнявимаршини Абхинавагупта определяет высшую или окончательную цель любого живого существа, как состояние чистой субъективности (Ахам («Я»)), которое является самой природой Абсолюта или Парамашивы (Парасамвит). В другом своем сочинении, Тантралоке, он говорит о мокше таким образом: «Мокша существует только тогда, когда вы достигаете абсолютной независимости (сватантрāтмака)».

Такая абсолютная независимость есть полное погружение или поглощение (санскр. самавеша) индивидуального сознания Божественным. Всевозможные аспекты мокши можно описывать с помощью различных слов, но любое словесное описание всегда будет оставаться не полным.
Понимание мокши в Трика-даршане существенным образом отличается от ее интерпретации в других философских системах, например в Йоге, Адвайта-веданте или Буддизме.

Мокша Трики — это не Брахман (понимаемый как покой или подсознательная пустота), не пустота, не изоляция (кавалья) и т.п. Мокша Трики — это состояние дживанмукти (обычно означает Освобождение еще при жизни в этом теле), которое понимается не как временная концепция духовной свободы в этой жизни, а как полная убежденность (сопровождаемая переживанием универсального блаженства джагат-ананда) в том, что такая свобода неотделима от самой жизни.

Мокша Трики — это динамичное и игривое состояние Шива-Шакти, пракаша-вимарши или чид-ананды, это полное исчезновение всех трех видов омрачений: анава-мала, майя-мала и карма-мала.
Учения Трики говорят нам о том, что благословение или шактипата, посылаемая различными богами, действующими на уровне майи, не может привести к окончательному освобождению, но дает лишь более высокий уровень наслаждений (санскр. бхога), особенно за счет перерождения в их собственных измерениях (локах). Однако шактипата, посылаемая Ишварой, Садашивой или их воплощениями может привести к мокше.

Шайва-агамы утверждают, что трансформация эмпирического в абсолютное, или кажущегося в реальное, достигается лишь в результате фактической реализации следующей формулы: «Конечное не может быть преодолено нашим поиском бесконечного, кажущееся не может рассеяться нашим стремлением к реальному.

То, что находится прямо здесь, есть и там, а то, чего здесь нет, нет нигде».
Реализация дживанмукти в Трике полностью согласуется с этой универсальной агамической формулой.


ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ-СЕТЯХ:
Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone