01.07.2017

Мантра йога самхита

УЧЕНИЕ О ПЯТИ БОЖЕСТВАХ

Пуруша, который находится за пределами Пракрити и двадцати пяти таттв и является Владыкой подвижного и неподвижного мира, зовется Нараяна. Тот, кто создает все существование и объекты, очищает мир, зовется Сивата (Сурья или солнце). Тот, кто является основой этой Вселенной, кому поклоняются Божества и кто является Ишварой Мира, зовется Махешвара.

Тот, кто является Владыкой трех качеств, существующих в таттвах, непроявленный и совершенно свободный от загрязнений и кто является Повелителем ганов, зовется Ганапати (Ганеша). Тот Бог, который превосходит величием Брахмана и других Божеств, аскетов, брахмавадинов, зовется Махадевой (Шива). Таким образом, великие почтенные мудрецы облекли одного и того же Парабрахмана Параматму в пять Божественных форм.

Определение формы поклонения

Творение состоит из пяти элементов, и поэтому природа человека также пятерична. Несмотря на то, что из-за естественного разнообразия в характере человека всегда есть некоторые различия, все же, согласно пяти элементам, великие мудрецы, адепты Тантры разделили поклонение на пять видов, в соответствии с преобладанием одного из пяти элементов.

Исходя из этих пяти элементов, почитание пяти Божеств выглядит следующим образом: Бог Акаши – Вишну, Бог Агни – Махешвара, Бог Вайю – Сурья, Бог Притхиви – Шива, и Бог Джалы – Ганеша. Гуру, адепт в Йоге, должен определить надлежащую форму поклонения для ученика(шишьи), на основе его пятеричной природы. Истина включает мудрость, Свародаю и астрологию – это три основы, с помощью которых может быть определено подходящее поклонение.

После определения надлежащего поклонения в соответствии с пятью элементами, на основе испытаний внутренних чувств, а также на основе его эмоций, отказа от мирских желаний, концентрации, вероисповедания и принятой гармоничной формы поклонения благополучие шишьи гарантировано.


ОПИСАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ МАНТРА-ЙОГИ

Как Луна украшена шестнадцатью кала, так же и мантра-йога украшена шестнадцатью частями (ангами). Бхакти, сиддхи, асана, панчанга-севана, ачара, дхарана, дивьядеша-севана, прана-крия, мудра, тарпана, хавана, бали, ягья, джапа, дхьяна и самадхи – это шестнадцать органов или частей мантра-йоги.

Бхакти имеет три проявления с различными, определенными, подходящими и пригодными упасанами, правил бхакти также три, в соответствии с тремя гунами (тригуна). Шуддхи имеет четыре типа, а асана — два. На основе Гиты, стотры и т.д., которых пять, названы ритуалы Панчанга-севаны.

Несмотря на три вида ачары, подходящими для садхака являются семь. В зависимости от направленности вовнутрь или вовне существует также два вида дхараны. Дивьядеша-севана имеет шестнадцать типов, в которых совершенно естественно проявляются Божества. Прана-крия одна, а ньяса и т.д. – её части. Являясь всевыразительными, виды мудр многочисленны.

Тарпана, хавана и бали любимы Божествами. В зависимости от направленности вовнутрь или вовне яджна также имеет два вида. Пуджа понимается в соответствии с различием в поклонении, а виды пуджи различаются в соответствии с преданностью. Джапа имеет три формы. Несмотря на с многообразие дхьяны из-за различий упасаны (в соответствии с поклонением пяти Божествам), все же самадхи – только одного вида. Это самадхи мантра-йоги называется махабхава.


ОПИСАНИЕ БХАКТИ

Существует три вида бхакти, а именно: ваидхи-бхакти, рагатмика-бхакти и пара-бхакти. Исключительная преданность, направленная на Божество, которому поклоняются, называется бхакти. Бхакти, определяемое в соответствии с ограничением и осуществлением, называется ваидхи.

Воодушевленное чувство преданности, которое постигает садхака в настоящей вере, называется рагатмика-бхакти. Бхакти, которое дарует Параматма, называется пара-бхакти, адепт Йоги достигает его в состоянии самадхи. Согласно различию трех гун (тригуна), бхактов (преданных) также разделяют по трем качествам, а именно: арта, джигьясу и артхартхи.

Также существует четвертый тип, известный как джняни, который превосходит три гуны. Только преданный джняни достигает пара-бхакти. В соответствии с тригуной различают поклонения трех типов. Брахмопасака — лучшее из всех,как заявляется учеными. Сагуна-поклонение и аватара-поклонение через Брахма-буддхи относится к этой категории.

Поклоняющиеся мудрецам (риши), Божествам (Дэватам) и отцам (питри) через эгоистичный интеллект находятся на втором месте, в то время как поклоняющиеся незначительным силам – на третьем. Поклонение полубогам и т.д., относится к этой третьей категории. Поклонение первого вида, а именно: брахмопасана –самое благополучное и приносящее высшую пользу – известно как лучшее из всех.


ОПИСАНИЕ ШУДДХИ

На основе различий кайи (тела), мана (ума), дик (сторон света), и стхана (места), различают четыре вида шуддхи. Они перечисляются в следующем порядке: стхана-шуддхи, дик-шуддхи, бахья (внешнее, или кайа)-шуддхи и антах (мана)-шуддхи.

Стхана-шуддхи взращивает набожность. От дик-шуддхи каждый приобретает Шакти (силу). От бахья или кайа-шуддхи каждый получает самоликование и доброту Иштадеваты (почитаемое Божество). Аот антах-шуддхи каждый приобретает видение своего Иштадеваты и самадхи. Йогин должен всегда осознавать все эти четыре шуддхи.

Дик-шуддхи

Сидя лицом на восток или на север, надлежит выполнять джапу, а ночью, сидя лицом на север, выполнять обряды Деваты. Через дик-шуддхи садхака обретает сиддхи в своей садхане. Поэтому внимательный Йогин должен всегда учитывать дик-шуддхи.

Стхана-шуддхи

Как тело очищается водой из Ганга, так же и место очищается коровьим навозом. Место должно располагаться под деревьями следующих видов: ашваттха, бата (индийский фикус), амалаки (алыча), бильва, ашока, известная как панчавати, дарующая все сиддхи (достижения). Гошала (коровник), дом Гуру, храм, лес, тиртха (священное место) и нади-тата (берег реки) – эти места тоже считаются священными.

Кайа-шуддхи

В Садхане согласно писаниям Вед и дхармашастрам омовение – первостепенная вещь для человека –. Другая отличительная черта омовения- то, что оно дает телу питание и здоровье. Существует семь видов омовения, а именно: мантра-снана, бхаума-снана, агнея-снана, ваявья-снана, дивья-снана, варуна-снана и манаса-снана.

Омовение в воде вместе с повторением «Апохиштха» и т.д., с мантрами, называется мантра-снана. Растирание тела полотенцем называется бхаума-снана. Растирание тела бхасмой (остатка подношения в яджне) называется агнея-снана. Смазывание тела или посыпание его гораджей (частица пыли коровьей шерсти) называется ваявья-снана. Омовение в реке, когда светит солнце, называется дивья-снана.

Омовение глубоко под водой называется варуна-снана. Концентрация на Боге Вишну называется манаса-снана. Концентрация на формах Вишну, бриллиант, подобный миллиону Солнц; на Вамадеве, четырехруком, удерживающем шанкху (раковину), чакру (диск), гаду ( дубинку) и падму (лотос); носящием мукуту (корону); лежащем на Шеше ( короле змей) и исполненном саттва-гуны называется манаса-снана.

Каждый должен принимать омовение соответственно тому, как предписано в его направлении для того, чтобы загрязнения тела удалились. Держа медный горшок, наполненный дурвой (трава) и кунжутом, каждый должен принять омовение для удовлетворения его Иштадеваты. Сначала он должен совершить возлияние воды (тарпана) линии Гуру, а затем сделать то же самое Иштадевате. Таким образом, для садхака свойственно принимать омовение ежедневно..

Антах-шуддхи

Смелость, жизнерадостность, джняна-йога (то есть глубокая вера в обретение самопознания), проявление милости, контроль чувств, яджна, изучение Вед и шастр, тапа (аскетизм), умеренность, ахимса (отказ от насилия), истина, сдерживание гнева, непривязанность к плодам действий, спокойствие ума, отказ от греховных стремлений, доброта, отсутствие жадности, избавление от эгоизма, признание своей вины в совершении злого действия, избавление от переменчивости характера, великолепие, милосердие, чистота, терпение, отсутствие неприязни к кому-либо и невозвеличивание самого себя – всё это называется божественным состоянием.

Антах-шуддхи достигаются постоянной практикой всех этих добродетелей. Гордость, высокомерие, грубость, невнимательность – все это известно как демоническое состояние. Вышеупомянутое божественное состояние – это средство для освобождения, а демоническое состояние берет человека в зависимость. Поэтому разумный человек всегда должен практиковать божественное состояние и, таким образом, идти по пути освобождения.


rfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-slide