13.06.2017

Маханирвана тантра (введение)

Тантра великого освобождения

«Маханирвана тантра» представляет собой цикл бесед между великим богом Шивой и Шакти, его супругой энергией. Шива дает наставления по медитативным практикам и визуализациям, йогическим упражнениям особого характера, мантрам для концентрации и тренировки ума, шактистским обрядам, рассказывает о системе чакр, или нервных центров, и месте тантризма в жизни. Все это излагается, как непреложная истина.

ВВЕДЕНИЕ

Гора Кайласа

Действие тантры происходит в Гималаях – «обители снегов», священной земле, хранящей древние арийские традиции. В этой стране величавых гор среди вечных снегов высится Сапта Кула Парвата. Из этого края пришли арии, и здесь разворачиваются события их самых ранних легенд. В Бхимудияре до сих пор показывают пещеры, в которых останавливались Пандавы и Драупади, и место впадения Коши в Ситу в лесах деревьев Ашоки, где отдыхали Рама и его верная жена.

В горах жили муни и риши. Здесь находится кшетра* Шивы Махадэвы, где родилась его супруга Парвати, дочь гор, и где берет начало Мать Ганга. С незапамятных времен паломники преодолевали тяжелейший путь, чтобы посетить великие святые места Ганготри [Исток Ганги.], Кедарнатх [Матха и храм Шри Садашивы – покровителя шиваитов аскетов, называемых джангама. Садашиве поклоняются еще в четырех местах Гималаев – Тунгнатхе, Рудранатхе, Мадхмахешваре и Калпешваре. Все вместе эти пять мест называются Панчкедар.] и Бадринатх [Знаменитый храм, посвященный воплощению бога Вишну, сошедшему с Курмачалы в образе Черепахи (Курма).].

Еше севернее, в Кангри, паломники совершают парикраму вокруг горы Кайласы (Канг Ринпоче), которая считается обителью Шивы. Величественный пик возвышается к северо востоку от священного озера Манасаровар (Мапхам Юм цо) над пурпурными вершинами хребта Кангри. Царство Шивы – цветущий рай, где всегда сияет солнце, а в тени царит прохлада, где звенит пение птиц и радуют глаз неувядающие прекрасные цветы. В воздухе, напоенном ароматом кораллового дерева, разливается музыка и пение небесных певцов и музыкантов. Здесь обитает множество духов (дэвайони). Это та самая Гана Парвата, о которой говорится в первой главе.

Еще дальше вздымается гора Меру – центр мирового лотоса. Ее вершины, пристанище духов, увешаны гроздьями звезд, которые подобны гирляндам цветов жасмина. В «Сканда пуране» написано: «Тот, чьи мысли устремлены к Химачале, даже если он никогда его не видел, более велик, чем тот, кто выполняет все обряды в Каши (Бенаресе), Даже за сто периодов жизни богов я не смог бы описать величие Химачалы. Как роса высыхает от утреннего солнца, так и людские грехи исчезают от одного взгляда на Химачалу».

Однако для того чтобы найти Шиву, не обязательно идти к Кайласе в Гималаи. Он присутствует везде, где есть его почитатели, знающие «Кула таттву» [Куларнава тантра, гл. 10.], и мистическую гору следует искать в тысячелепестковом лотосе [См. цитату из «Трипурасары» в комментарии Бхаскарараи к «Лалитасахасранаме», шл. 17. В «Йогини тантре» (гл. 1) говорится: Гурох стханам хи Кайласом». ] (сахасрара падма), который есть в геле каждого человека. Это место называется шивастхана, и всякий, кто знает путь, может туда попасть, где бы он ни находился.

Шива распространяет свое учение в нашем мире через такие книги, как «Ямала », «Дамара », «Шипа сутры» [Комментарий к ней – «Шина сутра* Вимаршини.] и тантры, которые передаются в форме диалогов между богом и его шакти – богиней в облике Парвати. Согласно «Гаятри тантре» [Глава 10.], первыми учение тантры услышали собравшиеся на горе Кайлас духи. Им открыл его бог Ганеша, а Ганеше – Шива.
Велел за описанием горы начинается диалог. Парвати задает вопросы [Поскольку богиня выступает здесь в роли ученицы, тантра написана в форме агамы.], а в ответ Шива излагает свое учение, составляющее основу данной тантры.

Шива и Шакти

Вечное, неизменное бытие за пределами турийи* и всех остальных состояний – это безусловный Абсолют, высший Брахман (Парабрахман) без Пракрити [Пра –  «до», крити –  «творение», то есть Пракрити – это то, что предшествует творению. Так называют Дэви. От Нее и Пуруши произошло сришти (творение).] (нишкала) и ее свойств (ниргуна).

Как внутреннее «Я»  и познающий субъект, он никогда не может быть объектом познания. Поэтому постичь его возможно только через осознание своего «Я» (атмаджняна), которое и есть Он. Ибо сказано: «Только дух может познать дух». Достигается это с помощью йоги. Брахман существует вне ума и речи и не имеет имени, поэтому его называют «Тат» – «Тот» и «Тат Сат» – «Тот, кто существует». Солнце, луна, звезды и все видимые предметы – не что иное, как отблеск света «Того» (Тат).

Брахман – одновременно нишкала и сакала. Кала – это Пракрити, Ниш кала Брахман, или Парабрахман, – это Тат без Пракрити (пракритеранья).  Когда появляется Пракрити, Брахман становится сакала [Шарадатилака, гл. I и Шактанандатарангини, гл. 1. Оба тантрических текста пользуются большим авторитетом.]. Поскольку сущность Пракрити – три гуны, Брахман называется также сагуна, в отличие от его предыдущей формы – ниргуна. Хотя в состоянии ниргуна Брахман описывается без Шакти, можно сказать, что Шакти, ее сила и вся возникающая из нее Вселенная уже потенциально в нем заложены.

Однако такое описание очень условно, поскольку на самом деле Он и Шакти – одно, и Шакти вечна (Анади рупа) [Пранамья пракритим нитьнм параматмасварупиним  (1ос, cit. Шактанандатарангини).]. Она – Брахма рупа, которая есть одновременно вигуна (ниргуна) и сагуна. Она – Чайтаньярупини Дэви, которая заставляет проявляться все бхута. Она также Анандарупини Дэви, с помощью которой проявляет себя Брахман [5 Кубджика тантра, гл. 1.]. По словам Шарады, она пропитывает Вселенную, как масло – семя кунжута.

В начале существовал только Нишкала Брахман. В начале было Одно. Оно пожелало разделиться на множество частей (Ахам баху сьям –  «Пусть меня будет много»), В результате появилось то, что называется низшим (апара), или проявленным, Брахманом. Как объект созерцания оно имеет ряд атрибутов. Ум и органы чувств воплощенного духа (дживы) воспринимают Брахмана как обладающего телом и формой, проявляющегося в виде всех богов и богинь и самого садхаки, в виде Вселенной и всего, что в ней находится.

Согласно шрути, «Он увидел» (Са айкшата ахам баху сьям праджаея).  Он подумал: «Пусть меня будет много». «Са айкшата » было само по себе проявлением Шакти, Парамапурва нириана шакти, или Брахмана как Шакти [Шатчакранирупана, комментарий к шл. 49.]. Из Брахмана и Шакти (Парашакти майя) возник Нада (Шива Шакти в виде «Слова», или «Звука»), а из Нады – Бинду. Кали чарана [Там же, шл. 37.] в своем комментарии к «Шатчакранирупане» говорит, что Шиву и Нирвана Шакти, связанных и скрытых оболочкой майи, следует рассматривать как существующих в форме Парам Бинду.

«Шарадатилака» [Шарадатилака, гл. I.] говорит: Саччидананда вибхават сакалат парамешварат асиччхактистато надо, на дад виндусамудбхавах  («Из Парамешвары, вмещающего в себя Пракрити (сакала) и сокровище саччидананды, произошла Шакти, из Шакти – Нада, а из Нады – Бинду»), Состояние тонкого тела, известное как кама кала, является мулой мантры. Термин мула мантратмика применительно к Дэви указывает на ее тонкое тело кама кала [См. комментарий Бхаскарараи к «Лалитасахасранаме», шл. 36.].

Кроме того, тантра упоминает о трех бинду: Шива майя, Шакти майя и Шивашакти майя [Пранатошини, с.8.]. Парам бинду изображается в виде круга, в центре которого располагается брахма пада, или место Брахмана, где пребывают окруженные майей Пракрити Пуруша [Майябандханаччхадитапракритипуруша парам виндух, комментарий к 49 шлоке Шатчакранирупаны.]. Оно находится на полумесяце нирвана калы, а нирвана кала – в ама кале, расположенной над солнечной мандалой (Сурьямандала), гуру и хамсой, в центре тысячелепесткового лотоса (сахасрарападма). Рядом с бинду – огненная Бодхини, или Нибодхика (см. далее).

Бинду, Нирвана кала, Нибодхика и Ама кала расположены в подобном молнии перевернутом треугольнике [«Дэви нурана» говорит, что кундалини получила свое имя потому, что имеет треугольную форму (шриматака). Ее], называемом а, ка, тха,  потому что в его вершине находится а,  в правом углу ка,  а в левом тха.  Он составлен из сорока восьми букв (матрика): шестнадцати гласных, расположенных от а  до ка , шестнадцати согласных из каварги и других групп, расположенных между а  и ка  и шестнадцати согласных между ка  и тха.

Внутри находятся оставшиеся буквы: ха, ла  и кша [ Шатчакранирупана.].  Поскольку Дэви по своей сущности матрика (матрика майи), треугольник символизирует «Слово» всего сущего. Треугольник находится внутри чандрамандалы.

Бинду символически описывается как зерно чанаки, под оболочкой которого находится состоящее из двух частей семя. Этот Парамбинду и есть Пракрити Пуруша, или Шива Шакти [Шатчакранирупана, комментарий к шл. 49. // 1  Шарадатилака, гл. 1: // Бхидьяманат парад виндор авьявктатмараво ‘бхават. Шабда брахмети там прахух. ].

Его называют Шабда Брахман (Брахман Звук) или Апарабрахман [«Из раскрывшегося Парамбинду появился неясный звук. Этот бинду называется Шабда Брахман».]. Далее в Парашактимайе происходит поляризация таттв Шивы и Шакти. Дэви становится «унмукхи»: ее лицо обращается к Шиве. После этого оболочка майи вокруг них разрывается, и Шива и Шакти, или Хам и Сах, отделяются друг от друга, что становится началом творения [Шатчакранирупана, шл. 49.].

«Шарадатилака» говорит: «Сама Дэватапарашак тимайя делится на Бинду, Биджу и Наду [Имеется в виду, что это три ее разных аспекта]. Бинду имеет природу Нады, или Шивы, Биджа – природу Шакти, а Наду знающие все агамы называют связью между этими двумя» [В главе 1 говорится:]. «Шарадатилака» говорит, что разрыву оболочки брахма пады, которая вместе с ограничивающей ее сферой является Шабда  Брахманом, предшествует беззвучный звук (авь яктатмаравобхават).

В контексте эволюции или инволюции этот авьяктанада – одновременно начальное и завершающее состояние Нады (согласно «Рагхава Бхагге» [Парашакти майях сакшат тридхасау бхидъяие пунах  // Виндурнадо виджам ити тасья бхедах самиритах  // Виндунадатмако виджам шактирнадастайормитхах  // Самаваях самакхъятах сарвагамавишарадайх.  // 1 См. комментарий к шл. 48 Шатчакранирупаны.], он существует в трех состояниях). Нада содержит в себе три гуны (саттва, раджас и тамас), лежащие в основе Пракрити, а Пракрити вместе с Шивой и есть Нада.

Когда преобладает тамо гуна, Нада существует как непрояплен ный звук (дхваньятмако’вьяктанадах [Тамогунадхикьена кевала дхваньятмако ‘въякта надах.  // «Авьякта» буквально означает «невысказанный», «скрытый», «непроявленный» и т.п.]) дхвани. Нада в фазе авьяктанада называется Нибодхика, или Бодхини. Когда начинает преобладать раджо гуна, Нада превращается в нечто, напоминающее связную последовательность звуков [Раджа ’адхикъена кинчидварна баддха ньясатмаках. ]. Когда набирает силу саттва гуна, Нада принимает форму Бинду  [Саттвадхикьена виндурупах. ].

Раджас оказывает подавляющее воздействие на тамас. Когда раджас активизирует саттву, его собственные независимые проявления только совершенствуются. Нада, Бинду и Нибодхика, как отдельные проявления Шакти, изображаются в виде солнца, луны и огня [Таташча нада винду нибодхиках аркендувахнирупах  (Шат чакра, шл. 49, примечание). См. также: Шарадатилака, гл. 1: те (Раудри, Джъештха и Вама) джнянеччхакрийатмано вах ниндваркасеарупинах. ].

Джняна (духовная мудрость [Джняна – это знание, которое дает освобождение. Все остальные формы знания называются виджняна.]) сравнивается с огнем, потому что сжигает все действия. С ней связана тамо гуна, ибо когда известны настоящие причины и следствия деятельности, деятельность прекращается.

Иччха – это Дуна. Луна содержит в себе шестнадцатую цифру ама калу с ее нектаром, который никогда не прибывает и не убывает. Иччха, или воля, всегда предшествует творению. Крия подобна Солнцу, ибо как без солнечного света вещи не могут стать видимыми, так без действия и усилия не может быть реализации или проявления. По Гите*, это подобно тому, «как одно солнце освещает все миры».

Шабда Брахман проявляется в виде трех энергий. Это знание (джнянашакти), воля (иччхашакти) и действие (крияшакти), которые соотносятся с тремя Гунами Пракрити – тамасом, саттвой и раджасом. Парамбинду есть одновременно виндват мака и калатма, то есть Шакти. Из него возникли Раудри, Рудра и его Шакти, которым присуще знание (джняна); Вама, Вишну и его Шакти, которым присуще действие (крия); Джештха, Брахма и его Шакти, которым присуще желание. Первые существуют в виде огня, вторые – в виде Солнца и последние – в виде Луны.

«Вамакешвара тантра» говорит, что Трипура состоит из трех частей. Это Брахма, Вишну и Иша, или энергии желания, мудрости и действия [См.: Пранатошини, с. 8, 9; Горакша самхита и Бхута шуддхи тантра. См. также: Йогини тантра, часть 1, гл. 10.].
Шакти проявляется как энергия воли, когда Брахман творит мир; как энергия мудрости, когда она говорит ему: «Пусть это будет так»; и как энергия действия, когда он действует. Таким образом, Дэви – Иччха шакти джняна шакти крия шакти сварупиних.

Парашива существует в семи ипостасях. Первая – это Шамбху, друг времени (кала бандху). Из него рождается Садашива, который пребывает во всех вещах и благодаря которому они становятся видимыми. За ним следует Ишана и троица Руд ра, Вишну и Брахма со своими Шакти, без которых они бессильны [В «Кубджика тантре» (гл. 1) сказано: «Не Брахма, Вишну и Рудра создают, поддерживают и разрушают, а Брахми, Вайщнави и Рудрани. Их мужья подобны мертвым телам.]. Эти трое соотносятся с тамасом, саттвой и раджасом. Рудра, Вишну и Брахма вместе с Ишаной и Садашивой – пять Шив, известных как Махапрета. Их биджа – хсаух.  Рудра, Вишну, Брахма и Ишана служат опорами ложа, а Садашива – самим ложем, на котором Дэви соединяется с Парамашивой. Находится оно в покоях из камня чинтамани [Камень, исполняющий все желания, его описание есть в «Рудраямале* и «Брахманда пуране».

Источник всех мантр, которые позволяют добиться осуществления желаний (чин тита).] на раскинувшемся в океане амброзии острове из драгоценных камней, покрытом деревьями кадамба и разными небесными растениями [См. «Анандалахари» Шанкарачарьи (шл. 8) и «Рудрая малу». Согласно Бахурупаштаке и Бхайраваямале, ложе – Шива, подушка – Махешана, циновка – Садашива, а четыре опоры – Брахма, Хари, Рудра и Ишана. Поэтому Дэви называют Панча прета манчадхишаини (Лалитасахасранама, шл. 174).].
Шива в тексте выступает под различными именами: Шамбху, Садашива, Шанкара, Махешвара и др., которые указывают на определенные состояния, качества и проявления Единого, возникшие в процессе его разделения.

Садашива олицетворяет преобладание саттва гуны. У него огромное количество имен. В главе 69 «Шива пураны» и в главе 17 «Анушасана парвы» Махабхараты их приводится 1008′. Шакти выступает одновременно как майя и как мулапракрити. Майя – то, что позволяет творящему мир Брахману проявляться в измененном виде, скрывающем его истинную сущность [«Дэви пурана» (гл. 14) говорит об этой силе Высшего Брахмана: «Создающая причины и следствия, дающая плод, // о котором невозможно помыслить и который в этом мире кажется волшебством или сном – называется майя»: // Вичитра карьякараначинтитапхалапрада  // Сеапнендраджалавалоке майя тена пракиртита. ].

Мулапракрити – то непроявленное (авьякта), которое потом превращается в имеющую имя и форму Вселенную. Это первоисточник, так называемая «материальная причина», образованная тремя пребывающими в равновесии гунами, или «качествами», – саттвой (то, что проявляет), раджасом (то, что действует) и тамасом (то, что скрывает и является причиной инерции). Концепция трех гун позволяет воспринимать природу как проявление духа, промежуточный этап перехода от духа к материи или от материи к духу. В этом контексте природа воспринимается как сгущенный дух.

Таким образом, Дэви – гуна нидхи [Лалитасахасранама, шл. 121. Хотя гун всего три, они имеют бесконечное количество модификаций.] («сокровищница гун»), Мулапракрити – это чрево, в которое Брахман извергает свое семя – источник всего сущего [Бхагавадгита, гл. 14.].

Чрево начинает вибрировать, пробуждая активную по своей сути раджо гуну. Равновесие трех гун нарушается, и из их различных комбинаций начинает развиваться озаренная светом Шивы (чит) Вселенная, которой управляют Махешвара и Махешвари.

Шива и Шакти – два начала, пронизывающих всю Вселенную, корень которых – изначальная полярность Парашактимайи. В человеке эти два начала проявляются в виде Сваямбху линги в муладхаре и Дэви кундалини, свернувшейся вокруг него в форме змеи.

Дэви кундалини – это форма, которую Шабда Брахман принимает в человеческом теле и в телах всех живых существ (прани). В поэзии и прозе Шабда Брахман проявляется в виде букв. Кундала  означает «свернувшаяся в кольца». Отсюда происходит название кундалини, которая изображается в форме свернувшейся змеи. Это дремлющая в муладхаре, сияющая жизненная энергия (джива шакти), которая проявляется как прана. У нее три с половиной кольца, соответствующие трем с половиной бинду (о них идет речь в «Кубджика тантре»), Если человек, заткнув уши, не слышит ее шипения, это говорит о приближении смерти.

На втором этапе творения из авьякта возник Махат, в котором отчетливо выражены три гуны. На третьем этапе появилось ахамкара (самость), имеющее три аспекта: вайкарика, или чистое саттвика ахамкара, тайджаса, или раджасика ахамкара, и тамасика, или бхутадика ахамкара.

Последнее породило тонкие субстанции таттв (танматра): эфир, воздух, огонь, воду и землю, которые соотносятся с пятью внешними чувствами: слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием, а также с пятью цветами: совершенно прозрачным, черным, красным, белым и желтым. Многочисленные религиозно философские школы придерживаются разных точек зрения на то, что именно рождается из той или иной гуны, но все едины во мнении, что из этих трех аспектов ахамкары возникают индрия (чувства) и божества Дик, Вата, Арка, Прачетас, Вахни, Индра, Упендра, Митра, и Ашвины. Вайкарика, тайджаса и бхутадика – это четвертое, пятое и шестое творения, их называют «пракрита», то есть «входящие в Пракрити».

Все, что от них произошло, входит в вайкрита: растения, относящиеся к верхней части мира, животные, относящиеся к средней части, и бхуты, преты и подобные им существа, живущие в нижней части.
Дэви – Махашакти, и она же Майя, так как из нее исходит майя, порождающая сансару. Как повелительница майи, она носит имя Махамайя [Махамайя без майи – ниргуна, а с ней – сагуна (Шак танандатарангини, гл. 1).].

Дэви – это также авидья (неведение), ибо она связывает, и видья (знание), ибо она дает освобождение и разрушает сансару [Шактанандатарангини, гл. I.]. Она же – Пракрити [Брахмавайварта пурана, гл. 1, Пракритикханда, Нарадия пурана.], а поскольку существовала до сотворения мира, – и Адья (изначальная) Шакти. Дэви – одновременно вачака шакти, то есть проявление чит в Пракрити, и вачья шакти, то есть чит сам по себе. Атму следует созерцать как Дэви [См.: Дэви бхагавата, гл. 2.]. Таким образом, Шакти, или Дэви, – это материнский аспект Брахмана (шримата) [Дэви почитается как мягкосердечная (комалантахкара нам)  (Шактананда тарангини, гл. 3).], создающий и вскармливающий все миры.

В «Йогини тантре» [* Часть 1, гл. 10.] Кали говорит о себе: «Саччидананда рупахам брахмаивахам спхурат прабхам».  То есть Дэви описывается как обладательница атрибутов проявленного Брахмана [Так же, как Мукунда – аспект Вишну (Лалитасахасранама, шл. 838).], но к ней также применяются эпитеты абсолютного Брахмана [Там же, шл. 153 и примечание комментатора к гл. 2, где к Дэви обращаются как к Высшему Свету (парам джьйотих), Высшему Жилищу (парам дхама) и Высшей из Высших (паратпара).] (так как Брахман, имеющий свойства есть не что иное, как проявление Абсолюта).

Она – великая Мать, родившаяся из жертвенного огня великого Сознания (чит), украшенная Солнцем и Луной, Лалита – «Играющая» в космическую игру. Глаза Дэви подобны рыбам, плещущимся в водах ее божественно прекрасного лица. По нему пробегают бесчисленные тени рождающихся и исчезающих миров, которые то освещаются ее светом, то погружаются в ее ужасающую тьму [См.: Лалитасахасранама.].

Дэви как Парабрахман не имеет ни формы, ни гун. Как Мать Вселенной она проявляет себя в трех аспектах. Сначала идет высший (пара) аспект, который, согласно «Вишну ямале» [Матастват парама рупам тонна джанати кашчана  (см.: Шактананда тарангини, гл. 3).], не известен никому. Далее следует тонкий (сукшама) аспект в виде мантры. Поскольку направить ум на то, что не имеет формы [Амурттаучит стхиро на сьят тато мурттим вичинтает  (там же, гл. 1, то же самое Дэви объясняет Химавату в «Курма пуране»).], крайне сложно, Дэви как объект созерцания выступает в третьей форме – физической, материальной (стхула), с руками и ногами, в том облике, который воспевается в Дэви стотрах [Стотра – гимн восхваление.] в пуранах и тантрах.

Дэви как Пракрити, рождающая Брахму, Вишну и Махешвару, имеет одновременно мужскую и женскую ипостаси [Там же, гл. 3. в том же тексте говорится, что бог не бывает беспалым.] и присутствует во всем.
Но тантра особенно подчеркивает, что проявления Дэви – все существа женского пола [В «Чаиди» («Маркандея пурана») сказано: // Видъях самастастава дэви бхедах  // Стриях сам ас max сакала джагатсу.   // Тантрики больше, чем кто бы то ни было, признают божественность женщины. «Линга пурана» описывает Арундхати, Анасую и Шачи как проявления Дэви, после чего говорится: «Все, что обозначается словами женского рода является воплощением Дэви». Подобное высказывание встречается и в «Брахмавайварта пуране».].

Поэтому обычно ее созерцают в женском облике. Великая Мать, воплотившаяся в тантрах и янтрах [Сарва тантра рупа сарва янтратмика  (Лалита, шл. 53).], описывается в «Лалите» как «сокровищница незапятнанной красоты». Она – Сапфировая Дэви [В «Падма пуране* сказано: «Вишну всегда почитает // Сапфировую Дэви»,], чья тонкая талия [Апивара стана татим тапувриттамадхьям  (Бхува нешвари стотра), «танумадхья» (Лалита, шл. 79), Кришодари (Адьякалисварупа стотра, Маханирвана тантра, гл. 7).], изгибающаяся пол подобными спелым плодам тяжелыми грудями [Пина станадье (Карпурадистотра), пинонната пайодха рам (Дургадхьяна в «Дэви пуране»), бакшоджа кумбхантари (Аннапурнастава), апивара стана татим (Бхуванешвари стотра), делающие ее тело тяжелым куча бхара намитангим (Сарасвати дхьяна), аннапрадана ниратам стана бхара намрам (Аннапурна става).], переходит в украшенные драгоценностями пышные бедра [В десятой шлоке «Карпуракхьяставы» сказано: самантада пинастана джагханадхрикьяуванавати.

Шаикарачарья в «Три пурасундари стотре» говорит, что ее нитамба (нитамбаджи та бхудхарам) больше горы.] – вместилище неиссякающей материнской силы [Физические атрибуты Дэви – полные груди и бедра символизируют ее величие как матери, Шриматы. //  Та, чье тело без!ранично («Дэви пурана»). ].
Как Махадэви, она имеет бесчисленное количество проявлений. Она – Сарасвати, Лакшми, Га ятри, Дурга, Трипурасундари, Аннапурна и все женские аватары Брахмана [Шактанандатарангини, гл. 3.].

Дэви в облике Сати, Умы, Парвати и Гаури – супруга Шивы. Даша махавидья, о которых говорится в тексте, – это десять почитаемых форм [Для того чтобы продемонстрировать свою силу мужу, который не давал ей разрешения посетить дакша яджну. О даша махавидья и их янтрах и тантрах см. «Дашамахавидъя упасана рахасью» Прасанна Кумара Шастри.] Сати, явленных Шиве перед дакша яджной: Кали, Багала, Чхиннамаста, Бхуванешвари, Матангини, Шодаши, Дхумавати, Трипурасундари, Тара и Бхайрави.

Когда во время дакша яджны Сати рассталась с жизнью от стыда и печали из за несправедливого обращения ее отца с ее мужем, Шива забрал тело и, обезумев от горя, носил его с собой повсюду. В мире, лишившемся его божественного управления, расплодились злые силы, и, чтобы спасти творение, Вишну своим диском (чакрой) рассек мертвое тело Сати на пятьдесят одну часть [В разных местах встречаются числа 50, 5! и 52.]. Махапитхастхана, о которых упоминается в тексте – это места, где части тела Дэви упали на землю и где она почитается под разными именами вместе со своим Бхайравой.

Помимо различных форм Дэви, существующих в брахманде, есть еще ее тонкая форма кундалини, которая находится в теле (пиндана).
Это всего лишь несколько из ее бесчисленных форм. Дэви представляют в одном и во многих лицах, но она подобна единственной луне, отражающейся в бесчисленных потоках воды [Брахмавинду упанишада, 12.]. Она присутствует и в животных, и в неорганических веществах, поскольку, согласно «Дэви пуране», Вселенная во всей своей красоте всего лишь ее часть.

Все разнообразие форм – бесконечные проявления обильной красоты Единой Высшей Жизни [См. главу 3 «Шактананда гарангини»: «Парабрахман, Дэви, Шива и все боги и богини – одно, и тот, кто считает их существующими отдельно друг от друга, отправляется в ад»,].

Это учение наиболее ярко представлено в шакта шастрах и тантрах. Великое сияние солнечного света, все божества и все формы жизни прекрасны и заслуживают почитания, но только как проявления Дэви. И, по словам великой «Дэви бхагаваты» [Гимн Джагадамбике в главе 19.], тот, кто почитает их иначе, «подобен человеку, который, имея в руках зажженный светильник, падает в темный пересохший колодец».

Высшая, внутренняя форма поклонения, к которой садхака может переходить (адхикари) только после внешнего поклонения [«Сута самхита (1, 5, 3) разделяет эту практику на ведическую и тантрическую (см. комментарий Бхаскарараи к «Лалите», шл. 43).] и которая известна как садхара [Во время этой практики Дэви почитается в образе, составленном из священных символов по указаниям гуру.], в тексте называется нирадхара.

Здесь Чистый Разум – это Высшая Шакти, которой поклоняются как Абсолютному <Я», наблюдателю, не поддающемуся очарованию многообразной Вселенной. После приобретения индивидуального опыта восприятия Махешвари как «Я», она становится объектом почитания, ведущим к освобождению [См. Введение к «Гимнам Богине» автора.].

rfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-slide