13.06.2017

Маханирвана тантра — главы с 5 по 8

Глава 5

Шри Садашива сказал:
Ты – Адья Парамашакти, Ты – воплощение всей силы, какая только существует. Наша (Тримурти) сила созидания, сохранения и разрушения – это Твоя сила. Твои бесчисленные проявления различаются по цвету и форме, и есть много трудных методов, ведущих к их осознанию. Кто может описать эти методы? (1 — 2).

В кулатантрах и агамах я, воспользовавшись малой толикой Твоей милости и применив все свои способности, описал садхану и арчану Твоих появлений. Но эта сокровеннейшая садхана еще не описана нигде. О Благословенная! Это благодаря ей (садхане) Ты столь милостива ко мне (3 -4).

Ты спросила меня – и я больше не могу хранить тайну. Чтобы доставить Тебе удовольствие, о Возлюбленная, я расскажу о том, что мне дороже самой жизни (5), о том, что избавляет от любых страданий и отвращает любые опасности, приносит Тебе радость и служит кратчайшим путем к Тебе (6).

Это – величайшее сокровище для современного человека, который испорчен дурным влиянием кали юги, мало живет и не способен на дела, требующие больших усилий (7).

Для этой садханы не нужны многочисленные ньясы, посты и другие формы самоограничения. Она проста и приятна, тем не менее приносит садхаке великий плод (8).

О Дэви! Прежде всего послушай о мантродхаре мантры, внимая которой человек еще при жизни освобождается от последующих рождений [Дживанмукта.] (9).

При помещении Пранеши перед Тайджасой с добавлением Бхерунды и бинду образуется первая биджа [Пранеша – «Повелитель жизни», означает букву ха.  Ха кара может быть обозначением Вишну или Шивы или только Шивы (согласно Мантра бридхане). Ха кара – биджа Акаши (Вьйомы), так как Шива – Махакашарупи (Великий Эфир). Тайджаса (теджас) – это огонь и означает букву ра (рам  – биджа огня). Бхерунда – спутник Дурги, обозначает долгий гласный и. Ха+ра = хра+и =  хри+бинду (анусвара) = хрим. ]. Теперь переходи ко второй (10).

Сандхья помещается перед Рактой, к ним добавляются Ва манетра и бинду, так образуется вторая мантра [А  Сандхья – iua, ракта – ра,  Ваманетра – долгий гласный и. Ша+ра  = шра+и  = шри+ бинду = шрим. ]. Теперь, о Благословенная, послушай, как образуется третья мантра. Праджапати помещается перед Дипой, к ним добавляются Говинда и бинду.

Эта биджа приносит садхаке счастье. К этим трем мантрам добавь слово Парамешвари [Имя Великой Дэви как Верховной Владычицы.] в звательном падеже и слово Вахниканта [Супруга Вахни (огня) – слово сваха,  которое используется во время жертвоприношений огню или в конце «женских» мантр.]. Так, о

Благословенная, формируется десятибуквенная мантра [Хрим, шрим, крим ка ра ме шва ри сваха.  Гласные звуки рассматриваются как шакти согласных, неотделимая от них,]. Эта видья [Видья – это женская мантра.

Род мантры зависит от покровительствующего ей божества. Согласно «Шарада тилаке», мантры, которые оканчиваются на хум  или пхат –  мужского рода, мантры, которые оканчиваются на сваха  – женского, а те, которые оканчиваются на намах  – среднего рода. // 2 Сарва видьямайи – душа всех видья (Харихарананда Бхарати), вмещающая все видья (Таркаламкара). // 3 Па ра ме шва ри сваха.  // 4 Кама – бог желания. Его биджа клим,  // 5 Вагбхава – Сарасвати, богиня учености и речи. Ее биджа аим.  // 6 Пранава, Ом.  // 7 Клим парамешвари сваха, аим парамешвари сваха, ом ма рамешвари сваха.  // а Одно из имен Дэви. // 9 Сваха.  // 10 Хрим, шрим, крим парамешвари калике хрим, шрим, крим сваха. ] Высшей Дэви содержит в себе все мантры2.

Для обретения богатства и исполнения всех желаний безупречному садхаке следует делать джапу первых трех мантр по отдельности или вместе (14).

Если опустить первые три биджи десятибуквенной видьи, в ней останется семь букв. Теперь поставь в начале биджу Камы, Вагбхавы или Тары – и образуются три восьмибуквенные мантры (15).

Поставь в конце десятибуквенной мантры слово калика в звательном падеже, затем три первые биджи и имя жены Вахни (16).

Эта видья, называемая «шодаши», скрыто присутствует во всех тантрах. Если в начале этой мантры поместить биджу вадху или пранаву, образуются две мантры, состоящие из семнадцати букв (17).

О  Возлюбленная! Существует десять миллионов [Коти.], даже сто миллионов [Арвуда.], даже больше – бесчисленное количество мантр, с помощью которых можно обращаться к Тебе. Я лишь коротко описал двенадцать из них (18).

Все мантры, которые приведены в многочисленных тантрах – Твои, ибо Ты – Адья Пракрити (19).
Для всех этих мантр существует только одна садхана, и я открою ее на радость Тебе и на благо всему человечеству (20).

О Дэви! Без кулачары шакти мантра [Мантра Дэви – шакти Шивы.] не принесет успеха, поэтому садхака должен почитать Шакти по правилам обрядов кулачары (21).

О Адья [Существующая с самого начала.]! Согласно предписаниям, пять основных элементов садханы Шакти – это вино, мясо, рыба, обжаренное зерно и соединение мужчины с женщиной (22).

Без этих пяти элементов почитание Шакти – не более чем черная магия [Абхичара – колдовство, направленное во вред другим. Согласно Харихарананде Бхарати, это эквивалентно химса карме – поступкам, причиняющим кому либо зло.]. Практикующий ее никогда не достигнет цели садханы – обретения сиддхи, и на каждом шагу его будут ожидать препятствия (23).

Как семя не прорастет, если его бросить на бесплодную скалу, так и пуджа без этих пяти элементов не увенчается успехом (24).

Садхака не имеет права проводить какие либо обряды, пока не выполнит утренние [Пратах критья: омовение, утренние молитвы и т.п.]. Поэтому, о Дэви, я расскажу об обрядах, которые должны совершиться утром (25).

Ученику нужно пробудиться во второй половине последней четверти ночи [Арунодая.].
Пусть он сядет и, отбросив сонливость, сосредоточится на образе  [Во время медитации формируется определенный мысленный образ, который служит объектом дхьяны.] своего гуру:
Двуглазый и двурукий, он находится в белом лотосе на голове [Белый двенадцатилепестковый лотос под сахасрарой на конце канала сушумны.] (26).

В белом одеянии, с гирляндой из белых цветов, умащенный сандаловой пастой. Одна его рука делает жест, рассеивающий страхи, а другая – дающий благо. Он спокоен и олицетворяет милосердие. Слева его обнимает Шакти с лотосом в руке. Улыбающийся и милостивый, он дарует ученикам исполнение желаний (27 28).

О Кулешвари! Сосредоточив таким образом разум на своем гуру и почтив его предметами мысленного почитания [Манаса упачара.], ученику следует делать джапу наилучшей мантры – вагбхава биджи [Мантра Сарасвати – аим. ] (29).

Со всем усердием выполнив джапу мантры, мудрый ученик помещает джапу в правую ладонь своего непревзойденного гуру и кланяется ему со следующими словами (30):

Я кланяюсь тебе, о Садгуру,
Ты уничтожаешь то, что привязывает нас к этому миру,
Ты даруешь видение Мудрости  [Джняна дришти.] Вместе с мирскими наслаждениями и полным освобождением,
Ты уничтожаешь неведение,
Ты раскрываешь куладхарму,
Ты – воплощение Высшего Брахмана в человеческом облике (31 32).

Почтив таким образом своего гуру, ученику следует сосредоточиться на ишта дэвате [Божество, которому поклоняется данный садхака.] и почитать Ее, как было сказано ранее [То есть так же, как гуру.] повторяя про себя мула мантру [Корневая, или основная мантра: хрим, шрим, крим па рамешвари калике, хрим, шрим, крим сваха. ] (33).

Проделав это со всем усердием, пусть ученик вложит джапу в левую ладонь Дэви и почтит ишта дэвату следующей мантрой (34):

Я кланяюсь тебе, единому со всей Вселенной и поддерживающему всю Вселенную,
Я снова и снова кланяюсь Тебе, Адья Калика, творящая и разрушающая (35).

После того, как ученик почтил Дэви, ему следует выйти из дома, сделав первый шаг левой ногой, приготовить воду, освободить кишечник и почистить зубы (36).

Затем следует подойти к воде и омыться согласно предписаниям (37).

Сначала нужно прополоскать рот, потом войти в воду по пупок, очистить тело, один раз погрузившись в воду, встать, растереться и прополоскать рот, повторяя при этом мантру [Мантрам ачаманам – полоскание рта одновременно с произнесением тантрических мантр.] (38).

После этого лучший из садхак, куласадхака, должен сделать небольшой глоток волы и сказать:
Атма таттвайя сваха.
После этого нужно сделать еще два глотка воды. Первый – с мантрой:
Видья   та ттвайя сваха,
а второй – с мантрой:
Шива   та ттвайя сваха».
В заключение следует два раза омыть верхнюю губу (38).

Он называется тантрическим или мантрическим методом очищения рта.] (39).

Далее, о Возлюбленная, мудрому ученику следует нарисовать на воде кулаянтру с мантрой [Биджа Дэви.] в центре и двенадцать раз повторить над ней мула мантру (40).

Затем пусть он, сосредоточившись на воде [Вода, на которой нарисована куланнтра.] как на воплощении огня [Теджорупа. Теджас – это огонь или сияние.], трижды предложит ее Солнцу в сложенных ладонях. Пусть он трижды окропит этой водой голову, после чего закроет семь отверстий [Глаза, уши, ноздри и рот.] (41).

Затем, чтобы порадовать Дэви, ему следует трижды погрузиться в воду, выйти из воды, вытереть тело и надеть чистую одежду [Шудцха васаси.].
Читая гаятри, пусть он завяжет волосы и чистой землей или пеплом нанесет на лоб тилак [Знак религиозной принадлежности, который ставится на лбу или между бровей.] и трипундру [Знак в виде трех линий, который ставится на лбу, спине, голове и плечах, или три горизонтальных линии на лбу у шиваитов и тактов.] с бинду [Буквально – точка, капля. Знак в виде анусвары.] над ним (42).

После этого пусть садхака по порядку выполняет ведическую и тантрическую сандхью.
А теперь выслушай, как происходит тантрическая сандхья (44).

О Благословенная! Прополоскав рот, как было указано, пусть садхака призовет в воду Воды Священных Рек (45):

О Ганга, Ямуна, Голавари, Сарасва ти, Нармада, Синдху, Кавери, войдите в эту воду (46).

Призвав этой мантрой священные реки и сделав амкуша мудру [Амкуша – крюк, который используется для управления слоном.], разумному садхаке следует двенадцать раз повторить мула мантру (47).
После этого пусть он повторит мула мантру еще раз и трижды окропит землю водой соединенными вместе средним и безымянным пальцами (48).

Затем следует семь раз окропить водой голову, взять немного воды в левую руку, накрыть ее правой (49).

И четыре раза повторяя про себя биджи Ишаны [Ишана – одно из имен Шивы, божество мантры хам. ], Ваю [Повелитель таттвы воздуха, божество мантры мм. ], Варуны [Первоначально божество небес, в дальнейшем в пуранах рассматривается как повелитель вод (Джалапати). Его мантра вам. ], Вахни [Агни, или Вахни (получатель хомы) – божество огня, его мантра рам. ] и Индры [Индра – божество небесного мира, царь небесных существ. Его мантра лам.  Его называют Сварга пати, Повелитель небес (свах), он обитает на горе Меру, в городе, построенном Вишвакармой из драгоценных камней и золота и окруженном тенистыми рощами с благоухающими цветами и спелыми плодами, где живут прекрасные апсары и всегда звучат музыка и пение.], перелить воду в правую руку [Таким образом, полная мантра: хам ям вам рам лам. ] (50).

Созерцая воду внутренним взором как огонь [Теджомайя.], садхака втягивает ее носом через иду [То есть через левую ноздрю.] и выпускает через пингалу [То есть через правую ноздрю.] (в ладонь). Таким образом он избавляется от всякой внутренней нечистоты (51).

После этого садхаке следует три раза [По другим тантрам и в общепринятой традиции – один // раз.] плеснуть воду (находящуюся в его ладони) на (воображаемый) адамант [Ваджра Шила. Эта практика известна как агха маршана, или уничтожение греха. На практике воду выплескивают на левую ладонь, представляя, что она тверда как алмаз.]. Затем пусть он, повторяя астра мантру [«Мантра оружие» – пхат. ], вымоет руки (52).

Далее ему следует прополоскать рот, совершая приношение воды Солнцу (53):
Ом хрим хамса.  Тебе, о Солнце, пышущее жаром, сияющее, лучезарное, я посвящаю тебе это подношение.

Сваха  [Ом хрим хамса, гхрини сурья идам аргхьям тубхьям сваха. ] (54).

После этого пусть он утром, в полдень и вечером созерцает великую Дэви Гаятри – Высшую Дэви, проявляющуюся в трех разных формах, которые соответствуют трем качествам [Три гуны – саттва, раджас и тамас. В форме саттвика Дэви представляется как Вайшнави, в форме раджасика – как Брахми, в форме тамасика – как Шайви.] (55).

В утреннем созерцании представляйте Ее как Брахми [Форма раджасика. Брахма обычно изображается как красный человек с четырьмя руками, одетый в белое и сидящий на лебеде.] – в виде девушки с красной кожей, с чистой улыбкой, с двумя руками, в которых она держит сосуд из тыквы [Камандапу.], полный священной воды. На ней хрустальное ожерелье, она одета в шкуру черной антилопы и сидит на лебеде (56).

В полуденном созерцании представляйте Ее как Вайшнави [Форма еаттника. Вишну изображается темного цвета, с четырьмя руками, держащими вышеназванные предметы, в желтом одеянии, на птице Гаруде. В «Махабхарате» он описывается как пребывающий в Вайкунтхе (небеса Вишну), на троне, сверкающем, как полуденное солнце. Он покоится на белых лотосах вместе со своей супругой Лакшми, которая сияет, как негаснущая вспышка молнии, и благоухание лотоса, исходящее от ее тела, распространяется на 800 миль.] цвета чистого золота [Шьяма варна, но обычно ей приписывается зеленый цвет.]. Это молодая женщина с пышной грудью, находящаяся внутри солнечного диска, с четырьмя руками, которые держат морскую раковину, диск, жезл и лотос. Она сидит на Гаруде и украшена гирляндами из полевых цветов (57 58).

Во время вечернего созерцания яти следует представлять Ее белого цвета, в белом одеянии, в виде старухи с тремя глазами, милосердной, благосклонной, сидящей на буйволе. В Ее лотосоподобных руках – петля, трезубец, копье и череп [Форма тамасика. Шива изображается белого цвета, в «Шива стотре» он описывается как сияющий, словно серебряная гора (раджага гири нибха).] (59 60).

После этого созерцания великой Дэви Гаятри и трехкратного приношения воды в сложенных вместе ладонях садхаке следует десять или сто раз повторить гаятри мантру (61).

А теперь слушай меня, о Дэви дэвов! Из любви к Тебе я прочитаю гаятри (62).

Скажи адьяяи,  затем видмахе  и парамешварьяи  [«Будем думать об Адье, Будем созерцать Парамешвари. Да направит нас Кали (на пути дхармы, артхи, камы и мокши)». Адья, Парамешвари и Кали – одно и то же. Для читающего гаятри шакта Адья – единственная божественная сущность, единственный объект познания и созерцания. Он всей душой обращается к ней, молясь о достижении четырехчастной пели разумного существа.] дхимихи; тоннах кали прачодаят.  Это Твоя гаятри, уничтожающая все великие грехи (63).

Мысленное повторение этой видьи трижды в день приносит такой же плод, что и сандхья. После гаятри мантры следует предлагать воду дэвам, риши и питри (64).

Произнеси пранаву, затем имя дэвы (риши или питри) в винительном падеже, затем слова тарпаями намах  [«Я ублажаю его, намах». ].  Но если приношение посвящено Шакти, вместо пранавы следует произносить майя биджу [Хрим. ], а вместо намах –  мантру сваха  [То есть обращение к дэве начинается с ох и заканчивается на намах,  а обращение к дэви начинается с хрим  или с какой либо другой ее биджи и заканчивается на сваха. ] (65).

Произнеси мула мантру [Хрим, шрим, крим парамешвари сваха. ], сарва бхута ниваси ньяи,  затем сарва сварупа  и сайюдха  в дательном падеже, в единственном числе, а также саварана  и паратпара , затем адьяяи, каликаяи, те, идам арг хьям, сваха  (66 — 67).

(полный текст мантры: Хрим, шрим, крим парамешвари сваха; сарва бхута нивасиньяи сарва сварупаяи сайюдхаяи, саваранаяи паратпараяи адьяяи, каликаяи те идам аргхьям; сваха)

Хрим, шрим, крим  Высшей Дэви. О Высшая Дэви, Ты пребываешь во всем сущем и все сущее – Твое проявление, Ты окружена свитой из божеств, Ты держишь оружие, Ты возвышаешься даже над самыми высочайшими, Тебе, Адья Калика, я посвящаю это подношение. Сваха.

Предложив эту аргхью мудрой Махадэви, следует со всем усердием делать джапу мула мантры, а по окончании поместить джапу в левую руку Дэви [Дэви передается заслуга практики.] (68).

После этого пусть садхака поклонится Дэви, возьмет необходимое для практики количество воды, поклонившись при этом воде, и проследует к месту практики [Яджна мандира или Яга мандала.], со всем рвением сосредоточив разум на Дэви и читая восхваляющие Ее гимны. Придя на это место, пусть он омоет руки и ноги и сделает перед входом саманьяргхью [Обычное, общее подношение, которое необходимо для всего последующего ритуала. Порядок саманьяргхьи описывается в последующих шлоках, вплоть до 74.] (69 70).

Мудрому следует начертить треугольник, заключить его в круг, а круг – в квадрат, почтить Адхара шакти [Шакти, которая поддерживает сосуд для приношений.] и поставить сосуд на эту фигуру (71).

Пусть он вымоет сосуд, читая астра мантру [Манчра оружие – пхат. ], и наполнит его водой, повторяя сердечную мантру [Хрин мантра, или намах,  произносится в сердце.]. После этого пусть он бросит в воду цветы и благовония и призовет в нее священные реки (72).

Обращаясь к огню, солнцу и луне в воде этого сосуда, пусть он произнесет над водой майя биджу (73).

Затем следует выполнить [Над сосудом с аргхьей.] дхену мудру и йони мудру. Этот обряд называют саманьяргхья. Воду и цветы, входящие в это приношение, еле дует использовать при почитании божества входа в помещение для практики (74).

Например, Ганеши, Кшетрапалы [Хранитель земли.], Ватуки [Бхайрава.], Йогини [Одна из матрик, сопровождающих Кали.], Ганги, Ямуны, Лакшми и Вани [Сарасвати.] (75).

Пусть мудрец слегка коснется левой стороны дверного проема и с левой ноги войдет в предназначенное для практики помещение, созерцая лотосовые стопы Дэви (76).

Затем, почтив божество этого места и Брахму в юго западном углу, следует очистить место практики водой из саманьяргхьи (77).

Пусть непревзойденный садхака божественным взглядом [Дивья дришти. Достигается с помощью Логической практики под названием тратака. Йог смотрит немигающим взглядом на какой нибудь маленький предмет, пока на глазах не выступят слезы.] устранит все небесные препятствия [Дивья вигхна – препятствия, которые происходят из области Свах.], а повторением астра мантры – все препятствия Антарикши [Бхувах – пространство между землей и небом (Свах).] (78).

Пусть он трижды ударит пяткой о землю, чтобы устранить земные препятствия, и наполнит место практики благоуханием сандала, ароматного алоэ [Агуру.], мускуса и камфары. После этого он должен очертить для сидения прямоугольник, нарисовать внутри него треугольник и почтить в нем Камарупу мантрой: Камарупа, намах  (79 — 80).

После этого пусть он разложит на этом месте подстилку [Асана. Обычно это подстилка из травы куша.] и почтит Адхара Шакти [Поддерживающая Шакти.] мантрой:
Клим адхара шакти камаласаиайя на мах  [Конопля (бенгал.  сиддхи), которая используется во всех ритуалах.] (81).

rfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-slide