Гуру и Шишья в тантре

Гуру – это религиозный учитель и духовный наставник, к руководству которого прибегают традиционные индуисты всех категорий.

На самом деле есть только один гуру.

Гуру в человеческом облике на материальном плане – это проявление Адинатха Махакалы, верховного гуру, обитающего на Кайласе. Это он входит в земного гуру и говорит его устами во время передачи мантры.

Гуру – корень (мула) дикши (передачи), дикша – корень мантры, мантра – корень дэваты, а дэвата – корень сиддхи. «Мундамала‑тантра» говорит, что мантра рождается от гуру, а дэвата от мантры, поэтому ГУРУ находится по отношению к ишта‑дэвате в положении деда.

Гуру посвящает и помогает, и связь между ним и учеником (шишья) сохраняется, пока ученик не обретает монистические сиддхи. У Ману сказано: «Из двух отцов – того, кто дает физическое рождение, и того, кто дает ведическое знание, большего почитания заслуживает тот, кто передает священное знание, ибо второе, божественное рождение гарантирует дваждырожденному жизнь как в этом мире, так и в другом».

Через всю шастру проходит идея величия гуру [См. гл. 1 «Таптрасары», где говорится о качествах гуру, отношениях гуру‑шишья, качествах ученика и т.д]. К гуру нельзя относиться, как к обычному человеку. Гуру, мантра и дэва – одно. Гуру – отец, мать и Брахман. Говорят, что гуру может спасти от гнева Шивы, но никто не может спасти от гнева гуру. Однако высокое положение гуру означает и огромную ответственность, ибо он берет на себя грехи ученика.

Почитаются три ветви гуру: небесная (дивьянга), сиддха (сиддханга) и человеческая (манаванга) [См. примечание к гл. 6, шл. 97‑98]. Существует четыре кулагуру: гуру, парамагуру, парапарагуру и парамештигуру, среди них каждый последующий является гуру предыдущего.

В тантрическом учении быть гуру и давать посвящение может и женщина, если она достаточно компетентна. Ученик должен обладать определенным набором положительных качеств [Тантрасара, гл. 1], и, согласно «Сара‑самрахе», гуру следует проверять будущего ученика [Тантрасара, гл, 1 и Пранатошини, с. 108, Матсьясукта Махатантра, гл. 13] в течение года.

Подходящим считается человек со следующими характеристиками: хорошее рождение, чистота души (шуддхатма), способность радоваться и стремление к освобождению (пурушартха‑параянах) [Матсьясукта‑тантра, гл. 13, Пранатошини, с. 108]. Не следует брать в ученики того, кто похотлив (камука), нарушает супружескую верность, всегда склонен к греху (сада папа‑крия), невежествен, ленив и не имеет религии [Махарудра‑ямала, 1 кханда (гл. 15), 2 кханда (гл. 2)].

Совершенный садхака, достойный того, чтобы получить полное знание шастры – тот, чей ум чист, а органы чувств под контролем (джитендриях), кто всегда делает добро всем существам, свободен от ложных представлений и двойственности, кто хочет говорить о Брахмане, искать прибежища в Брахмане и жить в состоянии высшего единства с Брахманом [Гаидхарва‑тантра, гл. 2].

Традиционные отношения между учителем и учеником сохраняются, пока шакти, обитающая в теле гуру, не перейдет полностью в тело ученика. Человек считается учеником, пока он садхака. Но после того, как он обретает сиддхи, гуру и шишья оказываются выше отношений, построенных на дуализме. С достижением чистого монизма отношения гуру‑шишья, как и любые другие отношения, исчезают.


ДАЛЕЕ: 15. Посвящение – Дикша


ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ-СЕТЯХ:
Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone