23.06.2017

Галерея — Вишну

Вишну – второе божество Индуистской Триады. Он представляет саттва-гуну и центростремительную силу; в его задачи входит поддерживать, оберегать созданную вселенную и покровительствовать ей.

Чаще всего Вишну изображают с одним лицом; в четырех руках он держит раковину (sankha), диск (cakra), булаву (gada), лотос (padma) ; на нем ожерелье со знаменитой драгоценностью Кауштубха ; на левую грудь свисает локон волос Шриватса. Кроме того, он носит венок из драгоценностей или благоухающих цветов, имя которому – Вайджаянти.

Четыре руки означают четыре стороны света, иными словами – безраздельную божественную власть над всеми направлениями. Раковина – символ пяти стихий (земли, воды и т.д.), диск – космического сознания, булава – космического разума и лотос- символ мира в его развитии. Подобно лотосу, что рождается из воды и постепенно раскрывается во всем блеске, этот мир также возникает из вод причинности и шаг за шагом движется к своему величию и славе.

Вот почему лотос символизирует уже развившийся мир. Наш мир мог появиться только путем сочетания пяти стихий, сознания и разума. Вся же символическая картина в целом означает, что Господь Вишну – творец и повелитель этого мира. Шриватса, локон волос, символизирует все естественные радости. Драгоценность Кауштубха, лежащая поверх локона, символизирует того, кто получает радость. Этот двойственный мир, состоящий из наслаждающегося и предмета наслаждения, подобен божественному украшению. Венок Вайджаянти означает тонкие стихии (bhutatanmatras).

Иногда к арсеналу Бога Вишну добавляется еще два вида оружия: меч Нандака, символ мудрости, и лук Шарнига, символ чувства юмора.

Аватары Шри Вишну:

1. Матсья («рыба») — явился в Сатья-юге

2. Курма («черепаха») — явился в Сатья-юге

3. Вараха («вепрь») — явился в Сатья-юге

4. Нарасимха («человеколев») — явился в Сатья-юге

5. Вамана («карлик») — явился в Трета-юге

6. Парашурама («Рама с топором») — явился в Трета-юге

7. Рама - принц и царь Айодхьи, явился в Трета-юге. Воплощение Вишну как идеального царя и мужа.

8. Кришна («тёмный») — явился в Двапара-юге вместе со своим братом Баларамой. Согласно «Бхагавата-пуране», брат Кришны Баларама был воплощением Ананта-шеши. Со смертью Кришны закончилась Двапара-юга и началась Кали-юга.

9. Будда

10. Калки («вечность», или «время», или «разрушитель порока») — ожидается, что он появится в конце Кали-юги как всадник на белом коне.

rfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-slide