Два уровня Шакти

Манифестация мира, или идам («это»), – это свобода (сватантрйа) Абсолюта, или ахам («Я»).

Два уровня Шакти

Существует неправильное понимание тантрической позиции, состоящее в том, что Творение – это логическое следствие или обязательный результат Шивы или Шакти. Это неправильное понимание основано на тантрических утверждениях, производящих впечатление, что мир – это природа (свабхава) Шивы-Шакти, и значит, вследствие Его развлечения (лилы), мир снова и снова с необходимостью создается, поддерживается и разрушается (чарикарти барибхарти санджарихарти лилайа).

Тантрическое утверждение о том, что Творение – это природа Шивы, или парашакти, имеет тот же смысл, что и утверждение о том, что игра – это природа ребенка. Это не означает, что игра – это необходимость или принуждение для ребенка или что ребенок играет весь день. Это просто означает, что у игры нет причины или мотива, для ребенка естественно играть.

Это не противоречит тому факту, что акт игры – это свобода ребенка. Действительно, с одной стороны, мы можем сказать, что игра – это свобода ребенка, а, с другой стороны, что игра – это природа ребенка. Когда говорится, что творение – это природа Шивы, это означает, что у Шивы нет мотива или причины творения; творение возникает из Его свободной игривой природы, и Шива всегда творит из Своей свободы.

Если мы посчитаем Творение необходимым действием Шивы и Шакти, то, это будет противоречить концепции свободы (сватантрйи), которая является основной в Тантризме. Более того, Тантры недвусмысленным образом объявляют, что Творение – это свобода (сватантрйа) Шивы. К тому же Шива, или Шива-Шакти, в основном рассматриваются как трансцендентные (ануттара). Шива не может оставаться трансцендентным, если Творение есть принуждение для Него.


 

Поделиться в соц-сетях:Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *