07.06.2017

Чандраджняна агама

Содержание:
Глава 1. Описание превосходства Шивы
Глава 2. Описание сущности гуру
Глава 3. Описание внутренней сущности Шивалингама
Глава 4. Описание внутренней сущности джангамы
Глава 5. Описание сущности падодаки и прасада
Глава 6. Описание сущности бхасмы
Глава 7. Описание сущности рудракши
Глава 8. Описание сущности панчакшары
Глава 9. Описание сущности пяти ачар
Глава 10. Различие шайвов
Глава 11. Ежедневное правило
Глава 12. Беседа о необходимости варнашрама дхармы

Глава 1

Описание превосходства Шивы

1-3. Приблизившись к Анантарудре, неподвижно возвышающемуся на вершине прекрасной золотой горы (Меру), Принимающему образ Дхармы, Почитаемому Обладателю флага великого быка, умащенному пеплом, Брихаспати – возвышенный среди мудрецов, с благоговением склоняясь головой вновь и вновь к святыне Его лотосных стоп со сложенными руками смиренно сказал;
Брихаспати сказал:

4. О Бхагаван, Океан милосердия, Прибежище всего Знания! Если бы не были явлены писания агам, мир, лишенный Знания, непременно погрузился бы в слепую тьму.

5. Нет в мире существа (невежественней) того, кто мнит себя мудрым, не познав писаний агам.

6. Средство обретения совершенства – испитие нектара бессмертия – Агамы Господа, воплощенного в Учителе по милости Всевышнего.

7. Мною услышано много хорошего о «Чандраджняна агаме». Теперь милостиво поведай (мне) учение Шивы.

8. (Мне) известно, что особенно в ней сказано о мокша дхарме, а это, услышанное мною, является особым Знанием.

Анантарудра сказал:
9. Вопрос, заданный тобою, мудр, о Брихаспати (Учитель Владыки трех миров)! Слушай внимательно, поведаю учение Шивы.

10. (Существа), начиная с Брахмы и заканчивая неподвижными (деревьями), подверженные влиянию сансары, именуются пашу (связанные) Богом богов, Обладателем трезубца.

11. Шива, Владыка вселенной, считается Владыкой этих пашу (Пашупати) благодаря (Своему) покровительству. Он покровитель пашу, связывающий их узами загрязнения (мала), майи и прочими.

12. Он же – Освободитель для тех, кто почитает Его с преданностью. Двадцать четыре таттвы, майя, карма, гуны – эти вещи именуются узами (паша) связывающими существ.

13. Связывая существ, начиная с Брахмы и заканчивая неподвижными (деревьями) Махешвара, Владыка Сам творит их деятельность.

14-17. Согласно учению Бога богов, Шивы, Дающего благо, по его Воле возникает Пуруша и Пракрити, приводится в действие буддхи, этот буддхи (порождает) ахамкару (эго), ощущение «Я», десять чувств и пять танматр. Согласно этому великому Учению, танматры порождают последовательно все великие элементы (грубые элементы). По Воле Шивы все грубые элементы производят тела для воплощенных в тело, начиная с Брахмы и заканчивая травинкой.

18. Буддхи принимает решение, эго полагает, читта размышляет, манас измышляет.

19. Слух и другие (чувства) воспринимают звук и другие объекты по отдельности лишь под воздействием божественной воли Бога и никого иного.

20. Речь и другие свои функции, которые выполняют органы действия, они делают по Воле Шивы и никого иного.

21. Звук и другие (объекты) воспринимаются, речь и другие (органы) действуют, всего лишь потому, что не пренебрегают Волей Шамбху, превосходящей (их).

22. Пространством для всех элементов, согласно учению Шивы наделяет вездесущая акаша.

23. Ветер, подразделяемый на прану и другие (виды дыхания), поддерживает все во вселенной внутри и снаружи по Воле Шарвы (Шивы).

24. Огонь уносит жертву богам, жертвенную пищу предкам, осуществляет приготовление пищи и прочее по Воле Парамешвары.

25. По Воле Шивы вода оживляет все, Всеподдерживающая (земля) поддерживает вечно вселенную по Воле Владыки вселенной.

26. Не отклоняясь от Его Воли, царь богов (Индра) вместе с богами правит небожителями, уничтожает асуров, защищает три мира.

27-28. По Воле Шивы, Владыка Дхармы (Яма) наказывает болезнями живущих, умирающих и прибывающих грешников. По Воле Шанкары, Ниррити забирает результаты обрядов, совершаемых не по правилам и передает под покровительство (демонов), странствующих в ночи.

29-30. По Воле Парамешвары Варуна осуществляет вечное покровительство над водами и опутывает оковами (оружием варуна паша) грешников. По воле Уничтожителя Трипуры, Владыка Якшей, Владыка богатств (Кубера) наделяет существ богатствами сообразно их заслугам.

31. По Воле Шивы, Ишана вечно творит успех и Знание для мудрых, поражение для неправедных. Следуя Шиве, Шеша держит на голове землю.

32. По Воле Владыки, четырехликий Брахма своими тремя формами творит все, поддерживает и в конце разрушает.

33. Вишну хранит Вселенную, следуя Владыке вселенной, а также творит и вбирает в Свое тело.

34. По Его Воле, Хара – Душа вселенной трояко разделившись, разрушает в конце весь мир, а также творит и поддерживает.

35. По Воле Махакалы, Время (Кала) творит все, уничтожает сотворенное и поддерживает вселенную.

36. По Воле Бога богов, Солнце (движется) в небе, орошая дождями, поддерживая вселенную поделенную на три части и испуская во все стороны свет.

37. По Воле Украшенного луной (Шивы), Луна питает растения (соками), радует существ и пьет вместе с богами сому.

38-42. Адитьи, Васу, Рудры, Ашвины, Маруты, движущиеся в небе, Риши, Сиддхи, змеи, люди, животные, птицы, насекомые, неподвижные (деревья), реки, океаны, горы, леса, озера, Веды с дополнениями, бесчисленные мантры (и жертвоприношения, такие как Сома), миры (бхуваны) с их правителями начиная с Калагнирудры и заканчивая Шивой, бесчисленные вселенные с их окружением; все что было, есть и будет, направления, промежуточные направления, подразделения времени, так же все что видно и слышно в этой вселенной – все это существует под влиянием Воли Шанкары.

43. Под влиянием Его Воли, земля держит горы, океаны держат воду, существуют звезды, луна, боги, движущееся и неподвижное, сознательное и бессознательное.

44. Во Власти Господа Шивы пребывает связанность и освобождение для существ двуногих и четвероногих.

45-46. Желающий освобождения от бесконечных рождений, смертей и влияния оков должен пройти Шамбхава дикшу (посвящение Шамбху) – развязывающее оковы. Без Его милости для живущих нет избавления от связанности. А без дикши не достигается Его милость. Воистину – учение Вед есть учение Шивы.

46-48. Три посвящения: ведха, ману и крийа, очищение шести стихий, обретаемые по милости гуру, ношение пепла, рудракши, священного лингама – есть Шамбхава врата, великий обет Шамбху, единодушно провозглашаемый Ведами (и другими) писаниями. Он есть единственное средство вызволения из (океана) бытия по милости Шивы.

49. В Шрути каждая часть этого обета названа дающей Освобождение. Что говорить о том, какой результат приходит от выполнения всех составляющих его частей?

Такова в священной Чандраджнана агаме, заключительном разделе учения Шивы, крия паде, в беседе Анантарудры и Брихаспати, первая глава, именуемая описание превосходства Шивы.

Глава 2

Описание сущности гуру

Брихаспати сказал:
1. О океан нектара Знания! Украшенный милосердием! Разъясни мне славу частей шамбхава враты!
Анантарудра сказал:

2. Гуру, линга, прасада, джангама, тиртха, бхасма, рудракша и мантра – известны как восемь аваран.

3. Они именуются ограждающими и спасающими преданных от множества грехов.

4. Поведаю об сущности и славе всех этих восьми (аваран), внемли со вниманием!

5. Гуру является корневой причиной Освобождения, достигаемого через посвящение, без гуру недостаточно практики для обретения совершенства.

6. Ученик (получает) учение от Учителя, Учитель от учительства, поэтому со всем тщанием должно совершатся обучение у учителя.

7. Тот, кто является гуру – есть Шива, Тот кто есть Шива – тот гуру. И в гуру и в Шиве пребывает Знание.

8. Шива – то же, что и Знание, Знание – то же, что и гуру. Одинаков плод почитания Шивы, Знания и гуру.

9. Гуру – вместилище всех богов и всех мантр, поэтому со всем тщанием его волю следует запечатлеть в голове.

10. Желающий блага, даже в уме не должен уклонятся от воли гуру, благодаря которому соблюдающий волю учителя (ученик) обретает достижение Знания.

11. Что бы не совершал он, идя, стоя, спя или вкушая, все это он должен делать по указанию гуру.

12. (Действуя) как в доме учителя, так и перед его глазами, (ученик) не должен делать различия. Гуру – Сам Бог, его дом – храм Бога.

13. Как от общения с грешниками (человек) становится вкушающим грех, также от общения с Учителем становится вкушающим плод праведности.

14. Как золото от соприкосновения с огнем отбрасывает загрязнение, также человек от соприкосновения с Учителем отбрасывает грех.

15. Как пылающий огонь может сжечь поленья дотла, также удовлетворенный гуру может мгновенно сжечь грех.

16. Не следует вызывать гнев гуру действием, умом и речью. Его гневом испепеляются долгая жизнь, процветание, знания и благие деяния.

17. У тех, кто вызывают гнев Учителя, бесплодны жертвоприношения, ямы и ниямы, нет в том сомнения.

18. Человек не должен произносить слов, противоречащих Учителю, если он произносит их, то непременно попадет в великий ад раурава.

19. Говорящий об его изъянах сам станет вкушающим сотню изъянов. У говорящего о его достоинствах будут все благие заслуги.

20. Человек должен всегда совершать действия ради удовлетворения учителя или по его указанию, перед ним или в его отсутствии.

21. Человек, наделенный преданностью, увидев гуру входящего в его дом, поклонившись и предложив сидение, сам должен сесть по его приказу.

22. Тот кто пьет и носит с преданностью воду, которой были омыты стопы его Учителя – освобождается от всех грехов.

23. Ученик должен подносить Учителю сандал, зерна, цветок, золото, бетель и одежду в сосуде, а не в руках.

24. Мудрый должен вкушать пищу, накормив своего гуру. Тот, кто вкушает прежде Учителя, именуется врагом Учителя.

25. Следует поднести ему лучший бетель, затем следует его умилостивить, поднося с поклоном любимые им вещи.

26. Ученик при благоприятных ритуалах, таких как бракосочетание и прочих, должен почитать с преданностью Учителя, (поднося ему) одежды, кольца и прочее.

27. Бедный ученик должен осуществлять вышесказанное в соответствии с возможностями или богатством, которое может добыть.

28. Из существующих трех видов паломничеств: паломничество к Учителю, паломничество к Богу и паломничество в святое место, паломничество к гуру – наилучшее.

29. Тот кто совершает с преданностью паломничество ради лицезрения гуру, тот благ и любим всем богами.

30. Ученик, приближающийся к селению, в котором находится Учитель должен покинуть повозку, а приближаясь к (его) дому, должен снять обувь.

31. Ученик желающий видеть Учителя каждый день с истинной преданностью и радостью, не должен являться к нему с пустыми руками, (поскольку) гуру (должен почитаться) как царь.

32. Любой предмет из (добытого) учеником: плод, бетель или иной, один подносится Учителю, затем следует совершить поклон.

33. Вблизи гуру даже почитаемый, аскетичный, благородный, знающий писания (ученик) должен без стеснения совершать поклоны подобно палке.

34. Из всех подношений два наиболее превосходны: учтивая речь и поклоны, без них другие не имеют смысла.

35. Увидев перед собой учителя, (ученик) должен медитировать или выполнить обход (прадакшину) сколько возможно.

36. Мудрый, который знает прадакшину, не должен совершать длинные шаги, идти торопливо или разговаривать с другими.

37. Кладя шаг за шагом, следует совершать прадакшину избегая размахивания руками, устно прославляя, медитируя в сердце.

38. Перед Учителем ученик не должен поносить и прославлять других, и не допускать этих разговоров от других людей.

39. Он не должен никогда говорить перед Учителем неправду, нелюбезную речь, не должен говорить шепотом или повернувшись спиной.

40. Свами (господин), бхаттарака (почтенный), ачарйа (учитель), дева (бог), Шри гуру (святой Учитель): такими и не иными именами ученикам следует всегда называть Учителя.

41. Ученик никогда не должен обращаться к Учителю на «Ты», не должен уклоняться его повелений и сидеть равно с ним.

42. Желающим совершенства не следует пользоваться сидением, повозкой, одеждой, украшениями, ложем Учителя, так же, как Учитель.

43. Не следует прикасаться без преданности или ногами и уклонятся от сосуда, воды омовения, тени, гирлянды (Учителя).

44. Ученик, который смотрит на Учителя как на обычного человека, преданность и знание его являются ложными без сомнения.

45. Грешник, который не почитает Учителя, вместилища всех богов и источника всех мантр обретет ад раурава.

46. Для ученика, наделенного высшей преданностью Учителю здесь и там нет ничего труднодостижимого, о Мудрый, а все и всегда легко достижимо.

47. Ученик, всегда с преданностью думающий о том, как удовлетворить Учителя, своими деяниями заслуживает всех заслуг и Дхармы.

48. Обладающий благими качествами, познавший, излучающий высшее Блаженство, знающий Истину, преданный Шиве, дающий Освобождение, является гуру а не иной.

49-52. Знающий сущность шайвасиддханты, знающий ритуал и мантры, дающий Освобождение, наделенный состраданием, лишенный привязанностей и страстей, несомневающийся в Истине (учения) Шивы, начинающегося с крии и заканчивающегося джняной, обладающий Знанием, находящийся в традиции, происходящий из семьи гуру, знающий разницу между лингой и ангаи стхалой, знающий шесть стхал, способный совершать дикшу и другие обряды, знающий шесть адхв, преданный учителю и Шиве, сделавший Шиву единственной целью своего ума, всегда занятый почитанием Шивы, сосредоточенный на одном лишь Шиве.

53. Гуру должен быть грихастхой и никогда отреченным, обучение у ванапрастхи и отшельника является бесплодным.

54. Существует множество учителей, забирающих богатства ученика, но трудно достижим в этом мире Учитель забирающий грехи учеников.

55. Воистину, человек, познавший Знание, происходящее из высшего Блаженства – есть познавший его сущность, им он показывает Блаженство.

56. Но, лишенный Знания и обладающий таковым лишь номинально, не должен спасать другого. Может ли камень перетащить камень?

57. Для тех у кого (Знание) номинально и Освобождение – номинально, но те, кто познали Истину, те освобождены и освобождают других.

58. Для лишенного Истины, откуда взяться просветлению? Откуда взяться Знанию собственной сущности? Лишенный самоосознания именуется пашу.

59. Управляемый пашу, (он) не преодолеет природу пашу. Поэтому, лишь познавший Истину здесь, освобожденный, обретает способность освобождать.

60. Даже обладающий всеми благими качествами, знающий все писания, знающий правила всех методов и ритуалов, но лишенный Истины (учитель) – бесполезен.

61-64. Злобный, горбатый, карликоватый, хитрый, сварливый, непостоянный, лишенный конечностей, грешный, ябедный, низкорожденый, болезненный, неразумный, агрессивный, косноязычный, лживый, поносящий Бога, гуру и дваждырожденных, женатый на низкородженной, с большим животом, кривым носом, скандальный, любящий ссоры учитель должен быть отвергнут. (Также должен быть отвергнут как гуру) дваждырожденный, видящий дурное, аморальный, занятый лишь собою, коварный, лживый, безнравственный, предающий обеты.

65-66. У того, чье переживание обращено на (Блаженство) и мысль утверждена в Истине, от взгляда на которого появляется высшее Блаженство, от общения с которым происходит пробуждение Блаженства, такого гуру должен выбрать мудрый человек, а не иного.

67. Приблизившись к знающему, благому, приятному на вид, искушенному в Ведах брахману, следует почитать его как гуру.

68. Следует старательно удовлетворять его, дающего всю милость, чей ум полон состраданием, умом, действием и речью.

69. Ученик должен удовлетворять его до тех пор, пока не умилостивит, удовлетворенный (учитель) уничтожит все привязанности ученика.

70-71. Поэтому богатства, драгоценности, поля, дома, украшения, одежды, повозки, сидения, ложа – все это следует с преданностью поднести Учителю сообразно достатку. (Ученик) не должен утаивать богатства, если желает высшего пути.

72. (Гуру) – отец, мать, брат и родственник, друг и богатство, поэтому ему следует отдать все.

73. Отдав всего себя и свое имущество, следует полностью предаться его воле.

74. Когда (ученик) предает себя Шиве, воплощенному в Учителе, тогда он сам становится воплощенным Шивой и у него не будет повторного рождения.

75. Сам Бог, пребывающий в форме учителя, отринув у души все узы, возведет ее к высшему положению, без сомнения.

76. Гуру должен присматриваться к ученику под его покровительством: брахману – один год, кшатрию – два, вайшье – три года.

77. (Ученик должен быть готов) пожертвовать жизнь, богатство и прочее, и выполнять работу низшую для высшего и высшую для низшего.

78. Те годятся для Шива-дикши, кто не унывают, не больны и не безумны.

79-81. Не склонны к насилию, щедрые, с возвышенными умами, не гордые, разумные, оставившие споры, говорящие приятное, мягкие, прямые, лишенные своеволия, с устойчивыми умами, наделенные благим поведением, преданные Шиве, дваждырожденные. Наделенные таким поведением через очищение разума, речью, умом и телом – таково указание писаний.

82. Спаситель от гнева Шивы – гуру, но Шива не спасет от гнева Учителя, поэтому следует быть занятым почитанием гуру.

83. Кто почитает стопы Шивы, оставляя почитание своего гуру, от того Шива отворачивается и он обретет ад.

84. Поняв все это, следует почитать своего гуру. Удовлетворенный почитанием, гуру наделит его своей сайюджей (Освобождением).

85. В месяц карттика и по понедельникам следует почитать (Учителя), если есть возможность, три раза или шесть раз весь месяц неусыпно, жертвуя цветы, листья и плоды.

86. (Ученик), украшенный пеплом, рудракшей и произнося пятислоговую мантру, приблизившись к входящему в его дом Учителю, должен поклонится его лотосным стопам.

87. Следует подойти с преданностью к нему, восседающему на паланкине или слоне, ударяя в барабан.

88. Введя Учителя в дом, следует омыть его стопы, затем этой водой окропить себя вместе со своими домочадцами.

89. Введя его в дом, следует со сложенными руками предложить лучшее сидение, как того требует традиция, и почитать Учителя как подобает.

90. Пусть зажжет для него со смирением сто восемь светильников, или тридцать шесть или сколько сможет. В трайодаши пусть почитает (Учителя) в мандапе.

91. То, что укажет гуру: возможное и невозможное, все богатства, тело и жизнь – чистая душа должна все отдать Учителю. Такой (человек) и является учеником.

92. Стойкий в обетах (ученик) вместе с супругой должен почтить сотню, десять или пять (преданных) Махешвары вместе с (их) женами, поднеся приготовленное ранее угощение, самому же следует вкушать по велению гуру.

93. Он должен почитать Учителя поднесением обуви, кроплением, умащением, поднесением пищи.

94. Почитание гуру является почитанием Шивы – Высшего Атмана. Вся оставшаяся от гуру пища способствует очищению души.

95. Поэтому, получив из уст гуру Знание и руководство к действию, следует выполнять все это ради обретения наслаждения и Освобождения.

96. Кто способен обрести милость гуру, тот достигает Освобождения. Нет иного способа обретения Освобождения, кроме святой милости гуру.

98. О первой аваране в форме Учителя поведано тебе, о Учитель богов из желания блага миру. Что еще желаешь услышать?

Такова в священной «Чандраджняна агаме», учении Шивы, заключительном разделе, крия паде, в беседе Анатарудры и Брихаспати вторая глава, именуемая «Описание сущности гуру».

rfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-slide