Чандраджняна агама – Глава 10

Различие шайвов

Брихаспати сказал:
1-3. Поклонение тебе, Анантарудра, наделенный всеми благими качествами! Украшенный змеями спаситель существ! В агамах различные шайвы описаны многообразно. В некоторых называются четыре, в некоторых семь, в некоторых названы десять. Поведай мне о них, полностью развеяв сомнение.

Анантарудра сказал:
4-5. Поведаю сейчас о различии шайвов. Первое – анадишайва, второе – адишайва, третье – пурвашайва, четвертое – мишрашайва, пятое – шуддхашайва, шестое – маргашайва, седьмое – саманьяшайва, восьмое – вирашайва.

6-7. Теперь поведаю признаки их, как есть. Прежде всего, Шамбху является анадишайвой, за-тем его ганы. Великие риши, начиная с Каушики, известны как адишайвы. Каушика, Кашйапа, Бхарадваджа, Атри и Гаутама инициированы от пяти ликов Махеши.

8-9. Посвященные из уст гуру, принадлежащим к их готрам по правилу агаманты, следующие обету Шамбху, наделенные тремя посвящениями: ведха, крия и ману, чьи три линги и три анги (тела: грубое, тонкое и причинное) очищены (этими посвящениями), именуются на земле адишайвами, о Брихаспати!

10. Принимающие участие в праздниках установки (образа) Махеши, говорящие о главенстве (Шивы) над Вселенной являются адишайвами.

11. Пурвашайвы известны как шивадвиджы, рожденные в пяти готрах от целомудренных женщин.

12. Посвященные шайвы, согласно первому разделу агамы, принимающие и непринимающие (посвящение) являются двумя видами шивадвиджы.

13. Нелингашайвы, посвященные вышеуказанным образом, способны совершать жертвоприношения для себя и для других.

14. О Почитаемый богами! Они пригодны для почитания Шивы, служения и очищения храма Шивы.

15. Эти сыновья целомудренных женщин, будучи посвященными, пригодны как жрецы для ритуалов установки (образа Шивы), без сомнения.

16. Те которые не посвящены, но занимаются совершением жертвоприношений для других – именуются девалаками. Им запрещены все обряды.

17. Само прикосновение к ним в ином месте, помимо храма Шивы оскверняет, но благодаря почитанию Шивы, у них проявляются качества шайвов.

18. Они удалены от Шива дикши, от вкушения Шива прасада, их вера в Шиву неустойчива и они наделены другими пороками. Такие нечистые именуются во всех писаниях (пурва шайвами).

19-20. Теперь поведаю о мишра шайвах, слушай, о учитель богов! Те кто смешанно почитает в одном святилище Солнце, Амбику, Вишну, Ганешу и Махешвару – те именуются мишра шайвами из-за их смешанного почитания.

21. От того что их почитание Шивы смешанное, и от того что они носят пепел и рудракшу, они именуются мишра шайвами. Для них не существует шива-дикши и понимания превосходства Шивы.

22. Снаружи шайвы, внутри шакты, в собраниях вайшнавы. Поскольку они видятся смешанными – они именуются мишра шайвами.

23-24. Поведаю о шудддха шайвах, о почитаемый мудрецами! Посвященные в ношение пепла и рудракши по (правилу) пуран, чьи умы заняты лишь поклонением одному шивалингаму, верующие в верховенство Шивы, созерцающие Сущность Шивы – известны на земле как шуддха шайвы (чистые шайвы), о Брихаспати!

25-26. Поведаю о марга шайвах, находящихся на пути приближения к Освобождению. Принявшие три посвящения согласно Веде и агаманте, имеющие знание о шести стхалах, почитающие Шиву шесть раз в сутки, постоянно произносящие шадакшара мантру 21 600 раз, созерцающие единство с лингамом – это именуется Махешварой дхармой марга шай-вов.

27. Хотя у маргашайвы одинакова дикша и прочее с адишайвой, его особенное качество заключается в непрерывном практиковании, дающем быстрое Освобождение.

28-29. Поведаю о саманья шайве, выслушай внимательно об этом. Все шакты и другие пять учений получают гаятри, очищают адхвы и называются на земле саманьяшайвами.

30. Поведаю о вирашайвах, известных по Шрути и Тантре, именуемые двух видов: шраута и сватантра.

31. (Вирашайва) следующий варнашрама дхарме именуется шраута, не следующий этой дхарме именуется сватантра.

32. Принимающий посвящение, описанное в заключительном разделе Агамы – есть общий (признак) с адишайвой, услышь об особенном.

33. Обет нерасставания с ишталингой вплоть до расставания с жизнью, как с травой – именуется виравратой.

34. Ревностная вера именуется виратвой, имеющий обет виратвы именуется вирашайвой.

35. Он подразделяется на три, начиная с саманьи (общей). Саманья, вишеша и нирабхари – таковы эти трое.

36-38. Теперь по порядку опишу их признаки, слушай (внимательно)! Почитание и созерцание единства трех лингамов, начиная с ишталинги, созерцание единства гуру, Махешвары и ишталинги, почитание линги трижды в день с созерцанием их сущности – именуется дхармой саманья вирашайвы. Благодаря особой практике (вирашайва) является особым (вишеша). Вкушая пищу один раз, два или три после предложения Махешваре, выполняя шесть раз линга пуджу, с определенными предметами,

39-41. Следует подносить, следуя правилу, один, два или три цветка дроны, листик бильвы, каравиры, малики, утпалы, пуннаги, жасмин или другие цветы, думая: «Я буду совершать это правило, пока живу, иначе пожертвую жизнью». Тот, кто следует такому правилу – именуется вишеша вирашайва.

42. Принадлежащий к четвертому ашраму именуется – нирабхари. Помимо него, оставивший жену, дом и прочее – именуется сватантранирабхари.

43. Бритые, носящие посох и шафрановые одежды – известны на земле как сватантра нирабхари вирашайвы.

44. Имеющие шикху, священный шнур, посох – считаются ведическими вирашайвами нирабхари. Общим для обоих является нерасставание со своим ишталингамом.

45. Не имеющий желаний, единый со своим лингамом, питающийся подаянием, лишенный страха, молчаливый, охваченный состраданием к существам – считается нирабхари.

46. Носящий камандалу, кантху, (полотенце), пепел, рудракшу, посох, каупину, именуется нирабхари.
47. Тот, кто приближен к нирабхара ашраме, должен получить пранаву из уст принадлежащего к этому ашраму.

48. Получив ее, согласно учению Шивы, следует практиковать в храме Шивы или под деревом бильвы.

49. Даже произнося пранаву, (являющуюся) тонкой панчакшарой, отреченный шайва не должен никогда оставлять грубую (внешнюю) панчакшару.

50. Адишайвы, пурвашайвы, шуддхашайвы, маргашайвы, вирашайвы и вишешашайвы – привержены Шрути, писаниям доктрины шива адвайты.

51. Мишрашайвы считаются приверженцами доктрины шуддха адвайты, саманья и вишеша шайвы – (приверженцы) шакти адвайты.

52. Для ади, марга и вирашайвы не существует похоронного ритуала сжигания и (приготовления) пинды.

53. Для пурва шайвов обряд мертвым и все остальные ритуалы – обязательны, но нет высшей шамбхави дикши.

54. Тебе названы основные различные доктрины и различные шайвы. Они имеют единую основу, вмещающую все Знание. Оно известно как шайва, о лучший из мудрецов!

55-58. То, что основывается на агаманте, очищается шайва дикшей, освящает три тела и три линги, принадлежит варнашрама дхарме, имеет знание шести стхал, творит уничтожение всех уз (паша), имеет знание ритуала, освящается выполнением ритуалов установки образа Махешвары и прочих, каждый из (этих) признаков имеет свое имя в соответствии с каждым учением.

59. Из-за того, что анади (шайва) не имеет начала движения в Творении, он именуется анади. Поскольку адишайва является началом Началом всех учений, он называется некоторыми адишайвой, о лучший из знающих Веды!

60-61. Поскольку для маргашайвы основа – путь к Освобождению, он именуется маргашайвой. Из-за непривязанности к другим божествам шуддха (чистый) шайва называется так. Из-за выполнения смарта ритуала мишра (смешанный) шайва называется так. Из-за приверженности вира врате именуется так вирашайва.

62. Итак, тебе поведано, о Брихаспати, об основных различиях шайвов. Что еще желаешь услышать?

Такова в священной «Чандраджняна агаме», в заключительном разделе, крийа паде, учении Шивы в беседе Анантарудры и Брихаспати десятая глава, именуемая «Различие шайвов».


ДАЛЕЕ: Чандраджняна агама – Глава 11


ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ-СЕТЯХ:
Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone