Бхайрави

Она есть шакти Бхайравы – безжалостного аспекта Шивы. Она представляет собой Божественную Мать, пропитывающую собой все три плана существования: бху, бхувар, свар.

Бхайрави – воплощение энергии разрушения, которая разлагает мир посредством ее постоянно действующих раджасика-тенденций.

Трипура-Бхайрави возникает и проявляется в тот момент, когда тело дряхлеет и разлагается, что происходит согласно естественной, неизбежной и непреодолимой силе. Она также присутствует в саморазрушительных наклонностях, таких как поглощение тамасической пищи (пищи, содержащей качества, связанные с неведением и похотью) и употребление алкоголя или иных одурманивающих веществ, которые изнашивают тело и ум. Таким же образом гнев, ревность и другие эгоистические эмоции и действия усиливают присутствие Бхайрави. И напротив, праведное поведение ослабляет ее.

Бхайрави имеет космическую значимость и превосходство. В коментарии на Парашурама-кальпасутру говорится, что имя Бхайрави произошло от слов бхарана (создавать), рамана (защищать) и вамана (извергать).

В гимне ее восхваления в Шарада Тилаке говорится:

«Ты – природа сознания; ты контролируешь жизненное дыхание и, даруя йогические силы, побеждаешь шесть видов страсти: похоть, жадность, заблуждение, омраченность, опьянение, ревность и гнев».

В тексте Хариш Джохари «Инструменты для тантры» выделяют 9 омрачений разума, которые уничтожает Бхайрави: недуг, слабость, сомнения, подверженность иллюзии, леность, невоздержанность, ошибочное представление, недостижимость какого-либо йогического состояния и не позволяет ей соединиться с ее владыкой в высшей части.

Она – иччха-шакти и крийя-шакти – деятельный и волевой аспект Трипуры. Она делает возможным движение энергии вверх. Помогает тем, кто преодолел похоть, гнев, корыстолюбие, духовное неведение, гордыню и зависть. Она – воссоединяющая с высшими центрами и источающая нектар (амриту).

Иконография

«У нее четыре руки: в одной паре рук она держит четки и книгу, другая пара сложена в жесте неустрашимости и дарования милостей...

Она сияет как восходящее солнце и носит месяц на голове. у нее три глаза, и она прекрасна, убранная всевозможными украшениями. Она сокрушает врагов. Она носит гирлянду из свежеотрубленных голов, из которых все еще течет кровь. Она одета в красное».

Три ее глаза – это власть над тремя мирами, поэтому еще ее называют Трипура-Бхайрави или «яростная в трех мирах».

Месяц на ее голове олицетворяет силу обновления; он же есть символ космического ума.

Четки в ее руках – символ бесконечной цикличности времени, а так же духовные науки.

Книга – знак дарования мудрости. Бхайрави использует мудрость писаний, праведное поведение, которое устраняет омраченности, мешающие воссоединению с Всевышним. Ее благословение – это практика самы, дамы, упарати, титикши, самадханы, шрадхи.

Присутствуют жесты дарования милости и устранения страха.

Гирлянда из отрубленных голов – символ уничтожения ума, охваченного неведением, разрушение ложных представлений и омрачений.

Иногда ее также изображают с мечом – как символом мгновенного отсечения неведения в любом его проявлении.

Таким образом, Бхайрави – это знание о способах устранения омрачений разума; она – сиддха-видья.

Значение имени: Разрушительница, безжалостный аспект Шивы

Гуна: раджас

Мир: Три мира

Цвет: красный

Семенная мантра: ХСРАИМ, ХСКЛРИМ, ХСРАУХ

Мантра: ХАСАЙН ХАСКАРИМ ХАСАЙН

Видья: сиддха-видья, знание о способах усмирения омрачений разума

Янтра

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ-СЕТЯХ:
Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone