Ачары

Садхаки делятся на семь, а по некоторым источникам на девять классов.

В «Куларнава тантре» их упоминается семь в порядке возрастания: веда чара, вайшнавачара, шайвачара, дакшиначара, вама чара, сиддхантачара, и каулачара [Глава 2. Краткое описание можно найти в «Вишвасара тантре» (гл. 24), но от него мало пользы. См. также четвертое издание “Харататтвадидхити” (с. 339 и далее).].

Некоторые источники добавляют еще две подгруппы – агхора чару [Об этом и последующих этапах написано в «Санатана садхана татгве» и в «Тантра рахасье» Саччидананды Свами] и йогачару, стоящие на седьмом и восьмом местах, перед каулачарой. Ачара – это метод, обычаи и практика определенного класса садхак. Ачары не отдельные секты, как полагают некоторые, а ступени, которые необходимо последовательно пройти за одну или несколько жизней, прежде чем достичь высшего уровня каулы.

Ведачара, которая состоит в ежедневной ведической ритуальной практике – это материальное тело (стхуладэха), содержащее в себе все остальные ачары, или более тонкие тела (сукшмадэха). Практика имеет преимущественно внешний, ритуальный характер, ее цель заключается в укреплении дхармы. Это путь действия (крия марга).

На второй ступени садхака переходит от слепой веры к пониманию Брахмана как высшей оберегающей энергии и испытывает к нему чувство преданности. Это путь преданности (бхакти марга). Задачей этого уровня является соединение преданности с приобретенной ранее верой. С ростом решимости защищать дхарму и бороться с адхармой садхака переходит в шайвачару, становясь воином (кшатрия). К любви и милосердию добавляются активная борьба и взращивание силы.

Здесь происходит объединение веры, преданности и внутренней целеустремленности (антар лакша). После этого садхака вступает на путь знания (джняна марга). Отсюда начинается дакшиначара, что в тантре означает не «практика правой руки», а «благоприятная практика», то есть ачара, благоприятная для освоения высшей садханы, поэтому Дэви называют Дакшина Калика. Эта стадия начинается, когда садхака в состоянии практиковать дхьяну и дхарану трехликой шакти Брахмана (крия, иччха, джняна) и понимает взаимосвязь (саманвая) трех гун. По окончании четвертой стадии ученик получает пурнабхишеку.

На следующем этапе садхака становится «шакта» и может поклоняться трехликой шакти Брахмы, Вишну и Махешвары. Он получает полное посвящение в гаятри мантру и поклоняется Дэви Гаятри, Дакшина Калике или Адьяшакти – союзу трех шакти. Это этап индивидуалистической Брахма таттвы, его целью является объединение веры, преданности, решимости и знания о тройственности энергии. После этого наступает переломный момент, отмечающий вступление на путь возвращения (нивритти).

Здесь происходят такие важные изменения, что некоторые стали разделять ачару на две большие части – дакшиначару (первые четыре ступени) и вамачару (три последние). Говорят, что человек рождается в дакшиначаре и, благодаря посвящению, переходит в вамачару. Вамачара – это не «практика левой руки», как ее часто называют, а практика с женщиной (вама) – лата садхана. Кроме того, эта ачара включает почитание Вама дэви. Вама здесь «противостоит» правритти, управлявшей предыдущими ачарами.

Практикующий вступает на путь нивритти, или возвращения к истоку, из которого появился мир. На первых четырех этапах развития садхака следует правритти марге – пути, ведущему вперед, от истока, пути мирских наслаждений, хотя дхарма и влияет на направление этого пути. Практикующий садхану добивается сначала неосознанно, затем осознанно перехода к нивритти, но оно может набрать полную силу только тогда, когда будет исчерпана сила противоположного течения.

Со вступлением в вамачару садхака начинает сознательно разрушать правритти и с помощью гуру (на этой стадии она необходима постоянно) [Следовать правилам правритти марги сравнительно просто, но в вамачаре без помощи гуру невозможно достичь ничего,] культивировать нивритти. Метод этой ступени заключается в перенаправлении силы правритти таким образом, чтобы она разрушала саму себя.

Индивидуальное бытие можно расширить до общемирового с помощью тех же страстей, которые обычно порабощают человека, ибо они – мощнейшие проявления жизненных сил. То, что обычно направлено вниз и вовне и растрачивается зря, в ходе практики направляется внутрь и вверх и преобразуется в энергию. Когда на этом этапе говорится о подчинении страстей, имеются в виду не только низшие физиологические потребности в еде, питье и сексе. Садхака должен начать отсекать все восемь связей (паша), присущих пашу.

Согласно «Куларнава тантре», это жалость (дайя), невежество (моха), стыд (ладжа), семья (кула), привычки (шила) и каста (варна) [Существует множество классификаций паша, но все они имеют общую основу. Например, согласно «Дэви бхагавате», // моха – это невежество, а махамоха – стремление к мирским удовольствиям].

Сюжет, описывающий, как Кришна похищает одежду купающихся гопи и заставляет их приблизиться к нему обнаженными, символизирует удаление искусственных одежд, в которые облачает человека сансара. Восемь гопи соответствуют восьми паша, а украденные Кришной одежды – это ошибки, сбивающие дживу с правильного пути. Освободившись от них, джива освобождается от всех привязанностей, обусловленных желаниями, семьей и обществом, и достигает состояния Шивы (шиватва).

Целью вамачары является освобождение садхаки от всех пут, привязывающих его к сансаре, и подготовка к более высоким ступеням садханы, на которых преобладает саттвика гуна. Для того, в ком действительно господствует саттва, не существует ни привязанности, ни страха, ни неприязни.

На следующем этапе – сиддхантачаре, к которому иногда добавляются агхорачара и йогачара, садхака продолжает совершенствоваться в том же направлении. Он все больше освобождается от тьмы сансары, ничто не вызывает у него привязанности, ненависти или стыда, он свободен от искусственных ограничений, которые накладывают семья, каста и общество.

Такой садхака, подобно Шиве, живет на месте сожжения трупов (смашана). Он учится восходить к вершинам садханы и познает тайны йоги. Он изучает, как в микрокосме кшудра брахманды движутся различные ваю, управление которыми позволяет контролировать желания (вритти). Он узнает истину о макрокосме (брахманде). На этом этапе гуру открывает ученику внутреннюю сущность ведачары. Посвящение йога дикша полностью вводит в йогачару, а тот, кто достигает совершенства в аштанга йоге, готов к высшей ступени – каулачаре.

Каула дхарму ни в коем случае нельзя считать отдельным направлением. Напротив, она является ядром всех направлений. Одна из фраз, которая, как и многие другие тантрические высказывания, трактуется неправильно и используется, чтобы обвинить тантру в ханжестве, звучит так: антах шактах, вахих шайвах шабхаянам вайшнавахматах на на рупадхарах каулах вичхаранти махитале  («Обликом – шиваиты, в собраниях [Вишнуиты собираются вместе для того, чтобы воспевать Хари и т.п.] – вишнуиты, в сердце – шактисты, каулы ходят по земле в разных обличиях»).

Каула – это тот, кто прошел через все ступени. В сердце каждой практики – учение каулачары, независимо от того, знает об этом практикующий или нет. Не имеет значения, к какой религиозной группе принадлежит каула. Форма – ничто и все. Она ничто в том смысле, что не может ограничить внутреннюю жизнь каулы, и она – все в том смысле, что знание позволяет наполнить внешне ограниченную форму универсальным значением.

Внешнее никогда не считается препятствием, В «Вишвасара тантре» [Глава 24,] о кауле сказано, что «для него не существует законов пространства и времени. Его действия не зависят от фазы Луны или положения звезд. Каула ходит по земле в разных обликах. Иногда он следует общественным нормам (шишта), а иногда нарушает их (бхрашта). Иногда он подобен призраку (бхута или пишача). Для него нет разницы между грязью и сандалом, сыном и врагом, домом и местом сожжения трупов».

На этой стадии садхака получает брахмаджняну – абсолютное истинное знание. После махапурна дикши он совершает над самим собой погребальный обряд, и таким образом умирает для сансары. Он сидит в одиночестве в тихом месте в непрерывном состоянии самадхи и достигает нирвикальпа самадхи. В сердце садхаки, которое теперь подобно месту кремации, где сжигаются все страсти, пребывает Великая Мать, высшая Пракрити Махашакти. Он становится парамахамсой – освободившимся, но продолжающим жить.

Не следует думать, что каждая джива должна обязательно пройти все ступени за одну жизнь. Напротив, чаще всего этот процесс растягивается на огромное количество жизней.

В каждой новой жизни человек продолжает развитие с того духовного уровня, на котором он остановился в предыдущей. Поэтому садхака может начать свою жизнь с любой ступени. Если кто то рождается в каулачаре и становится совершенным каулой, это значит, что он заслужил этого, освоив садхану предыдущих уровней в прошлых воплощениях. «Наруттара тантра» утверждает, что знание Шакти обретается после многих рождений.

Согласно «Маханирвана тантре», ум склоняется к каулачаре в результате заслуг, накопленных в прошлых жизнях.


ДАЛЕЕ: 20. Мантры


ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ-СЕТЯХ:
Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone