20.06.2017

64  ЙОГИНИ

64 йогини проявились из восьми матерей (матрик)

Простое, круглое ограждение  без крыши и сокровенной святыни, открыто небу и и позволяет солнечному свету пролиться на свою не защищенную арену, что необычно для индийского храма. Внутри ограждения, в нишах его круглых стен находится группа женских образов, насчитывающая 64 образа, с прекрасными телами, но часто с нечеловеческими головами.

Простое, круглое ограждение  без крыши и сокровенной святыни

Эти святыни упоминались как храмы Чаусат (64) йогинь

Культ, давший им начало, остается тайной, и полное неведение окружает их личность и сооружение. Заинтригованная необычностью этих храмов и их загадочных образов, я начала исследование йогинь и их святынь, надеясь раскрыть тайны этого таинственного культа.

Останки этого замечательного храма рассеяны по северной части Индии, некоторые из них расположены в отдаленных и труднодоступных местах. О большинстве храмах йогинь сообщал Чаннингхам в своих исследовательских турах конца 19-ого столетия, но немногие исследовались с тех пор. Мои путешествия в не часто посещаемые части центральной Индии, где попрежнему действуют вооруженные грабители, известные как дайкоты, привели к интересным столкновениям.

В Дудахи (где находится храм йогинь) сельские жители забаррикадировались в своих лачугах, полностью убежденные в том, что я местная королева дайкотов, Хазина; в то время как в Наресаре, месте расположении йогинь, я выяснила, что после успешного похищения людей, храмы часто использовались дайкотами как безопасное и тайное убежище.

Одна причина, почему йогини и их храмы были забыты, могла возникнуть из-за сильного чувства смятения и страха, который они наводили на обычного человека. Обычно люди говорят о йогинях шепотом, если вообще упоминают о них. Эта тайна удерживалась до такой степени, что о существование йогини храма в Хирапуре стало публично известно только недавно, в 1953 году.

Весьма удивительно, что эта хорошо сохранившаяся святыня, находящаяся всего в десяти милях от главного храмового центра Бхуванешвара, должна была оставаться неизвестной все эти годы. Существует широко распространенное мнение о том, что человек может быть проклят йогинями по целому ряду причин, и верят, что даже приближаясь слишком близко к их храмам могут возникнуть пагубные последствия.

Это укоренившееся опасение заставляет обычного сельского жителя и даже горожанина, избегать храма йогинь. Он предпочтет не говорить с вами о йогинях и еще меньше пожелает отвести вас к одной из их святынь.

64 йогини проявились из восьми матерей (матрик)

Этот благоговейный страх йогинь, существует еще с давних времен

Брахманда пурана, которая содержит известную поэму Лалита-сахасранама или (1000 имен Лалиты), заканчивается предупреждением о том, что любой лишившийся разума, кто передаст поэму непосвященному, будет проклят йогинями.

Навлечь на себя проклятия йогинь, считалось страшнее смерти. Джнянарнава тантра подобным образом сообщает, что человек, передающий священное и секретное знание тому, кто не имеет посвящения, станет пищей для йогинь. Такое отношение, вероятно стало причиной по которой культ йогинь, на протяжении многих столетий, остается хорошо сокрытой тайной.

Опубликованные материалы о культе йогинь не существенны. Исследования индийского искусства вовсе игнорировали йогинь и их храмы. Историкам, простая архитектура святынь йогинь, отсутствие башен, ворот и декоративных орнаментов, возможно казались незначительными в контексте истории индийского храма.

Однако удивительно, что изысканные скульптурные изображения йогинь в некоторых храмах, не привлекли тех, кто заинтересован в развитии индийской скульптуры. Очень трудно осознать тот факт, что ни иконограферы, ни историки индийской религии, не проявили должного внимания к выдающемуся культу средневекового периода, беря во внимание значительное число храмов, существующих до сих пор и тех, что были разрушены.

Культ йогинь игнорировался даже в работах посвещенных почти неизвестным религиозным направлениям, а также в книгах посвещенных различным формам поклонения, связанным с Великой Богиней. Даже учение тантры минует храмы йогинь относительным безмолвием, игнорируя этот уникальный культ.

Проведя предварительное исследование, определившее тантрический характер поклонения йогиням, я пообщалась с тантрическими Гуру, в надежде получить от них понимание этой древней, утраченной традиции. Однако я обнаружила, что радушно принимают лишь тех, кто желает получить посвящение.

Несмотря на то, что я не исключала возможность принятия такого решения, вскоре я осознала, что это не возможно осуществить, так как в Северной Индии (в противоположность Южной), подобная инициация включает не только участие в обрядах определенно сомнительной природы, но также клятву о секретности, относительно всей информации переданной после инициации.

С того времени я обратилась к собранию рукописей в различных частях суб-континента, а по прошествии многих месяцев непрерывного поиска, я наконец обнаружила рукописи на бумаге и на пальмовых листьях, которые пролили свет на этот, до настоящего времени позабытый аспект средневековой религии и культуры.

Конечно я могла только бегло просмотреть огромное количество материала, содержащегося в рукописях. Не считая многочисленные и часто не систематизированные библиотечные собрания, несколько семей обладают древними и ценными рукописями. Во многих частях Индии, к рукописям относятся с глубоким почтением, поклоняясь им вместе с семейными Богами, около которых они размещены. Часто верят, что эти документы обладают определенным могуществом; например, в день, когда реки Ориссы выходят из берегов, в них бросают рукописи, чтобы умилостивить и успокоить богов!

Информация, относящаяся к йогиням и культу, связанному с ними появилась в конечном счете из ряда неизвестных и неопубликованных рукописей, а также из опубликованных санскритских текстов, которые не были систематически проанализированы. Подробно о этих источниках можно почитать в Библиографии, но я хотела бы дать краткий обзор материалу, который исследовала.

В библиотеках Варанаси, Бароды, Мадраса и других местах, в рукописной форме существует множество намавали йогинь, которые представлены в виде списков имен. Эти именные списки не сопровождает никакой объяснительный материал, и обычно они заканчиваются одним стихом, провозглашающим, что йогиням надлежит поклоняться со всей преданностью.

Пока существует несколько подобных намавали, у нас есть немного информации относительно йогинь или их культа, просто предоставляя нам перечень имен, которые редко соответствуют, если сравнивать одинок со следующим. Пураны, относящиеся к йогиням как правило содержат такие намавали,  например Агни пурана содержит два именных списка, так же как и Сканда, и Калика пурана. Два намавали в той же самой пуране (как в случае со Сканда пураной) часто содержат совершенно различные имена шестидесяти четырех йогинь.

Однако, более тщательное изучение этого и другого пуранических текстов обеспечивает информацией относящейся к характеру йогинь и тайнам их взаимоотношений с Высшей Богиней.

Группу рукописей озаглавленная как Йогинипуджавидхи или «Способ поклонения йогиням», можно было бы представить в начале знакомства, как содержащую материал, который прольет свет на йогинь храмов.

Однако, все эти документы, как оказалось — тексты Шри Видья культа, а йогини Шри чакры принадлежат категории, отдельной от тех, которых мы рассматриваем. Такие рукописи можно не принимать во внимание в нашем исследовании. То же самое относится к классу текстов, найденных в большинстве библиотек содержащих рукописи, озаглавленных Йогинидаша: это работы астрологического толка.

Исторические романы и полуисторическая литература, например <Яшастилака> Сомадевасури (959 н.э.), [Раджатарангини] Калхана (1150) и [Катхасаритсанара] Сомадева (1070), содержат рассказы о йогинях. Подробное исследование этих историй на санскрите, показывает, что в большинстве из них говорится о ведьмах, дается несколько описаний йогинь как богинь, что обеспечивает нас важным материалом.

Однако из тантр, принадлежащих к школе каула, реально представляющих йогинь и культ, связанный с ними, вполне можно почерпнуть информацию. Язык, на котором написаны эти тантры — иносказательный; фактически эти документы часто излагаются абстрактным языком, который называется сандха бхаша и понятен только посвященному.

Культы, связанные с тантрой — тайные по своей природе и посвящение от Гуру очень важно. С того момента как Гуру посвящает претендента в тайны культа, нет никакой потребности для подробного изложения написанных текстов.

Каулические тантры обращаются к йогиням без четких объяснений о положении, занимаемом этими богинями, очевидно предполагая, что такие основные факты уже известны их читателям. Куларнава, одна из самых известных тантр каулической школы, предоставляет нам ценную информацию о статусе занимаемом йогинями и указывает на их возвышенное положение среди последователей пути кула. В издании на английском не употребляется термин (йогини), хотя в оригинале на санскрите, Куларнава тантра содержит многочисленные ссылки на йогинь.

Ряд таких ссылок был найден при исследовании. Также примечателен тантрический текст Куладжнянанирная, принадлежащий школе, называющей себя Каула йогини.
До настоящего времени неизвестная и неизученная Шри Маттотара тантра предоставляет нам чрезвычайно важную информацию относительно культа йогинь. Маттотара признается определенными традициями как одна из первоначальных шестидесяти четырех тантр, завершающая каждую главу ссылкой на свою доктрину, Йогинигухья, что означает «Тайна йогинь».

Написанная на санскрите, эта тантра находится в национальных архивах Непала в более чем тридцати рукописных копиях, в подлинниках на невари и деванагари, из которых самая ранняя версия на невари, упомянутая в тексте, принадлежит к 729 году или 1609 н.э. При исследовании этой тантры я использовала полную подлинную  версию, написанную на деванагари.

Не неизвестная в Индии, Маттотара тантра является оригиналом так называемой Горакша самхиты, изданной в неполной форме Санскритским Университетом в Варанаси. В этой более поздней версии, неоднократно говорится, что это тайное знания не поведано нигде, кроме как в Шри Маттотара (anya tantram mayа guptam kathitam shrImattotare), а каждая глава завершается утверждением, что это текст каулической школы.

Джанардан Пандей, который издал Горакша самхиту, считает что этой рукописи приблизительно четыреста лет. Однако текст самхиты был составлен намного раньше, указывая на то, что  Маттотара была составлена все-таки ранее. Принимая форму диалога между Шивой и Деви Кубджикой, Шри Маттотара тантра в кратком описании чакр (ритуальные круги), происхождение и значение каждой объясняет в отдельной главе, вместе с инструкциями к схематическому изображению.

Из-за особого отношения к йогиням, в этом тексте подробно рассматриваются четыре чакры; Кхечари-чакра и Йогини-чакра — оба круга из шестидесяти четырех йогинь; Мула-чакра образованная восемьдесят одной йогини и Малини-чакра включающая пятидесяти богинь. Маттотара сообщает, что цель поклонения йогиням — приобретение различных мистических способностей, что также наводит на мысль о ритуальных практиках, связанных с культом.

Чаще всего можно встретить поклонение группе из шестидесяти четырех йогинь, оно было одним из значимых, хотя менее распространенным, чем культы практикуемые шактами, которые верили в превосходство Шакти или Силы Великой Богини, сосредоточенной в человеке.

Поделиться в соц-сетях:Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on TumblrEmail this to someone